Каллиграфия учимся писать. Как научиться писать красивым почерком: урок каллиграфии

Всем добрый день! Мое имя Сергей и я хочу вам рассказать о том, какой почерк считается каллиграфическим и что нужно, чтобы научиться писать красиво, таким же почерком, как профессиональные каллиграфы. Начну с азов. Что же такое каллиграфия? Каллиграфия – это искусство красивого почерка, широко распространенное в Японии. Люди учатся писать с помощью обыкновенной кисти и чернил на рисовой тонкой бумаге, чтобы письмо оставалось красивым и ровным, понятным другим людям и вам.

Зачем писать красивым почерком?

21-й век – век технологий и инноваций. Все чаще и чаще мы печатаем, сидя за ноутбуком или компьютером, стуча по клавишам или набирая текст на экране планшетов и телефонов. Вроде, как и незачем красиво писать, правда? Ведь личные блокноты и дневники читать никто не будет, а зачем сейчас еще писать на бумаге? Ровный, красивый и понятный почерк необходим человеку не только ради самоуважения или уважения тех, кто читает это, но и по ряду многих других причин:

  • изящный и четкий почерк дисциплинирует разум, не давая мыслям разбегаться и путаться
  • красивый почерк будет великолепно смотреться в открытках любимым людям, а также в качестве изящной личной подписи, которую не скоро забудут.
  • каллиграфический почерк не вызывает негативной реакции у читающего человека, напротив, он вызывает восхищение и симпатию к тому, кто писал строки. Люди подсознательно уважают тех, кто аккуратен во всем, включая письмо

Знали ли вы, что по вашему почерку можно многое о вас сказать? Каждый завиточек, каждая буковка, ее наклон и размер, нажим ручкой при письме и цвет чернил – все это может рассказать знающему человеку о вас практически все, что можно знать – характер, предпочтения, вкусы, особенности. Стоит уделить внимание и время своему почерку, поскольку он – неотъемлемая часть вас самих.

У кого самый красивый почерк?

Все мы знаем, что хуже почерка врача просто не бывает – эти закорючки и иероглифы способны довести нас до трясучки уже одним своим видом, а рецепты невозможно прочитать без помощи фармацевта в аптеке. Но у врачей не требуют чистоты письма, а существуют и такие профессии, для которых чистое и аккуратное письмо – обязательное требование. Как правило, это учителя, библиотекари, а также художники-каллиграфисты.


Не стоит думать, что красивому почерку можно обучиться только в детстве или в школе. Немного желания – и все получится в любом возрасте!

Сейчас существует больше пятнадцати направлений каллиграфии, и каждое из них зависит от алфавита той страны, в которой применяется – и это не только Япония. С образцами разных алфавитов, написанных каллиграфическим почерком, вы можете легко познакомиться в интернете, на тематических форумах. В России каллиграфия выражена в самом простом виде – прописью, которой учат детей – дошколят и школьников с первого по пятый класс. При желании, вы можете взять детские тетради и на примере попробовать себя в прописи.

Тренируем кисть руки

Дорога к красивому каллиграфическому почерку начинается с правильной постановки кисти руки. Расскажу, как выработать навык четкого и красивого письма. Для хорошей моторики стоит сделать небольшую гимнастику перед письмом – покрутить кисти, сжать-разжать кулаки несколько раз, похрустеть пальцами. Только затем приступайте к самому процессу – вы можете тренироваться в специальных детских тетрадях, а можно и на самом обычном листе А4.

Старайтесь полностью контролировать каждое ваше движение, вплоть до дрожи в кисти, и прописывайте каждую букву до тех пор, пока не достигнете автоматизма. Обязательными условиями являются тишина и хорошее освещение – не стоит тренироваться ночью или на голодный желудок, а также в условиях, которые мешают концентрации. Для хорошего и быстрого результата хватит 20 минут в день, можно делать перерывы, если обстоятельства мешают работе.

Как и любая тренировка, каллиграфия требует постоянной практики и сильного стремления. Придется часто переписывать весь алфавит, а также некоторые тексты. Не спешите, не перенапрягайте руку – болящие мышцы вам спасибо не скажут. Обязательно следите за мелочами – размер, равномерность, пробелы, наклон – все это должно быть строго одинаковым. Постоянными тренировками и усердием, выполнением упражнений, вы сможете научиться каллиграфическому почерку и развить в себе этот полезный навык.

Если вы хотите научиться каллиграфии, но не знаете, с чего начать, то эта статья именно для вас. В ней вы узнаете какие принадлежности вам понадобятся, как правильно держать ручку, немного трюков и как нужно практиковаться. Поверьте, вы быстро станете профессионалом!

Каждый может научиться каллиграфии. Даже если вы думаете, что ваш почерк отвратителен, найдется тот человек, который захочет, чтобы именно вы подписали свадебные приглашения перьевой ручкой. Особенно людям нравится современная каллиграфия, потому что она откровенно игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.

Прежде всего вам нужно обучиться искусственной каллиграфии.

“Поддельная каллиграфия” – это отличный курсив, с помощью которого вы сможете научиться использовать перьевую ручку. Хотя, честно говоря, технически она не “поддельная”. Это все еще каллиграфия, просто для нее не нужна перьевая ручка. Неважно, опытный ли вы каллиграф или только начинаете, поддельная каллиграфия – это очень важная техника, с помощью которой вы научитесь писать на любой поверхности.

Этот тип каллиграфии забирает больше времени, чем каллиграфия с помощью перьевой ручки. Однако, если вам нужно написать простую фразу, то эта техника покажется вам веселой и вам понравится отличный результат, которого можно с ее помощью добиться.

Итак, сначала напишите вашу фразу в простом курсиве. Не волнуйтесь, если вы пишите не так, как показано на образце ниже – просто напишите настолько хорошо, насколько можете. Эта техника работает практически со всеми соединенными буквами.

Затем вам нужно нарисовать линии, чтобы обозначить утолщения. Они появляются, когда ваша рука двигается вниз, чтобы создать часть буквы. К примеру, в букве “а” первая кривая слева – это утолщение, затем вы ведете перо вправо и снова вниз, чтобы обозначить правую ногу буквы “а”, и там появляется еще одно утолщение.

Когда вы обозначили все утолщения, просто заполните пустые пространства.

Поддельная каллиграфия – это веселый и простой способ понять каллиграфию. Кстати, зачастую люди не могут отличить поддельную каллиграфию от настоящей.

Теперь, когда вы попрактиковались в поддельной каллиграфии, вы можете двигаться дальше и приобрести прямой держатель пера.

Новичкам лучше пользоваться пластиковым или корковым держателем, так будет рентабельнее.

Затем вам понадобятся перья.

Это три пера, которые лучше всего подходят новичкам:

  • перо Brause Steno
  • перо Brause Rose
  • перо Brause Extra Fine 66

Когда вы приобрели и перо, вы захотите вставить его в держатель.

Вам нужно будет аккуратно сделать клин, как показано на фото выше, который будет расположен между внешним металлическим кругом и лепестками, что внутри. Вам кажется, что перо должно располагаться посредине, но это не так.

Всегда держите перо за его середину и избегайте зубчиков, потому что они острые и могут вас поранить…равно как и вы можете погнуть их, если вы нечаянно сожмете их сильнее, чем нужно.

Затем выберите бумагу.

Можете использовать бумагу для набросков или же любую бумагу, которая подходит для каллиграфии своим качеством впитывания чернил. Если бумага впитывает слишком много, тогда у вас вокруг букв будет получаться чернильная паутинка.

Также вам понадобятся чернила

Для новичков лучше всего подойдут чернила Speedball India или чернило Sumi. Многие пробуют использовать Higgins, но они дают тот ужасный эффект паутинки, о котором говорилось выше.

Последнее, что вам нужно сделать – это приготовить воду для промывания пера . Его вы должны очищать каждые пару минут.

Теперь вы готовы научиться держать перо! Для создания современной каллиграфии можно держать перо, как и обычную ручку. Только перьевую ручку нужно держать крепче. Держите ее большим и указательным пальцем, средний палец используйте для поддержки и более крепкого захвата, а безымянный и мизинец – как опору.


Теперь вы готовы писать! Погрузите ваше перо в чернила до средины скважины (скважина – это то отверстие посредине вашего пера).

Самое главное отличие перьевой и обычной ручек заключается в том, что перо должно скользить по бумаге, на него не нужно давить так, как вы делаете это с обычной ручкой. Иначе перо зацепится за бумагу и у вас получатся чернильные брызги. Посмотрите это небольшое видео, которое вам покажет, как нужно держать перьевую ручку и обращаться с чернилами.

Как новичок, вы можете попасть в ситуацию, в которой чернила откажутся переходить с пера на бумагу. Существует простой трюк, который поможет уговорить его сделать это: просто “поцелуйте” верхушкой пера воду и попробуйте снова. Чернила теперь должны вести себя просто прекрасно!

Если же чернила старые и забивают перо, поболтайте им в воде несколько секунд, а затем вытрите его мягкой тканью, которая не оставляет ниточек за собой.

Этой статьей мы открываем цикл статей о каллиграфии! В скором времени мы будем публиковать различные техники и уроки, так что следите за обновлениями и становитесь настоящим профессионалом в искусстве каллиграфии.

При всей индивидуальности любого почерка некоторые люди стремятся к изменению манеры письма. Чтобы почерк стал изящным и запоминающимся, нужно пройти определенную подготовку и много тренироваться.

Изучите свой почерк

Перед тем как научиться писать красиво, внимательно посмотрите на собственноручно написанный текст. Попробуйте исследовать тенденцию своего письма. В дальнейшем это поможет вам улучшать написание конкретных слов. Определить степень свободы своих движений, а также жесткость руки можно по следующим признакам.


Затем стоит перейти к определению активных мышц. Именно от их движений зависит мягкость почерка. Красивые буквы можно вывести только при работе кисти, всех пальцев и даже плеча. Необходимо написать небольшой текст и посмотреть, напрягается ли при этом вся рука или только ладонь. Помните, что не нужно излишне давить на пальцы, иначе буквы будут выходить скомканными. В большей степени двигать следует плечевой частью и всей рукой, а не одним запястьем.

Выберите канцтовары

Пишущие принадлежности, к которым в первую очередь относятся ручка и бумага, полезно подбирать в индивидуальном порядке. При этом существуют определенные общие принципы.

  • Компьютерная бумага не очень качественная. Более дорогие варианты можно приобрести в канцелярских отделах, и именно с их помощью снижается вероятность появления неаккуратных клякс и лишних капель.
  • Для регулярной практики и обучения приятному почерку можно использовать блокноты Moleskine. У них очень качественная бумага, делающая строки ровными.
  • Линии, выводимые ручкой, более красивые, чем карандашные. При этом не стоит приобретать дешевые шариковые модели. У перьевых ручек подача чернил намного удобнее. На первых порах тренировок можно использовать каллиграфические маркеры или канцелярские принадлежности « Сэнфорд » с плоским кончиком. Благодаря таким ручкам можно выводить разноцветные ручки с разной длиной и шириной.

Основные принципы практики


Красивое письмо курсивом

Многие люди думают, что практика красивого письма сразу подразумевает создание целых слов, а то и предложений. На самом деле нужно практиковаться в написании каждой буквы алфавита. Для вспоминания таких азов подходят школьные книги по письму, где указывается, как должна выглядеть заглавная или прописная та или иная буква. Также вы можете найти в сети или взять в библиотеке дополнительные учебники по созданию курсивного почерка.

Перед тем как научиться красиво писать ручкой, необходимо усвоить правила правильной постановки руки. Ручка должна размещаться между указательным и средним пальцем, чтобы последние фаланги и большой палец касались кончика письменного инструмента. При такой позиции можно минимизировать вероятность появления боли в предплечье, запястье и пальцах.

Отдельное внимание в процессе тренировки надо уделять освоению соединительных линий. Курсив как раз и является соединением букв. В процессе такого урока нужно следить за тем, чтобы верхние части букв всегда были полностью завершены, иначе отличить один знак от другого становится очень сложно.

Как освоить каллиграфию

Каллиграфическая практика требует еще большего внимания к своей позе. Ступни должны быть полностью прижаты к полу, а позвоночник - выпрямлен. Ручка располагается между двумя первыми костяшками. Она охвачена указательным и большим пальцами и при этом опирается на средний палец. Визуально это выглядит как удерживание ручки под углом 45°.

Каллиграфия также невозможна без качественных письменных принадлежностей. Лучше всего использовать автоматизированные ручки, маркеры и модели перьевых ручек с натуральным пером или металлическим стержнем. Очень важно купить бумагу, которая не будет пропускать чернила. Если специальных листов нет под рукой, берите тетрадные листы с высоким содержанием хлопка, благодаря которому линии будут получаться более жесткими. Не забывайте обращать внимание на чернила, которыми заправлена ручка. Так, индийские варианты чернил быстрее всего засоряют канцелярские принадлежности из-за специфического лака в составе. Стоит делать выбор в пользу водорастворимых чернил.

Приступая к каллиграфии, помните о правильном направлении линий. Нужно грамотно разместить лист бумаги на столе и определить высоту пера. Примером для красивых линий может служить шрифт Italic с высотой 5. В каллиграфии выделяют следующие виды линий.

  • Базовая. Определяет нижние точки букв в строке.
  • Верхняя. Возвышается над базовой строкой и может изменять свою высоту в соответствии с высотой знаков.
  • Восходящая. Этой линии касаются все восходящие буквы, которыми являются «б» и «в». В классическом варианте высота этой линии равна 5.
  • Нисходящая. Этой линии касаются нисходящие буквы, например, «з» и «д». Имеет также высоту 5 от базовой линии.

Поняв, как красиво писать, следует подготовиться к регулярной практике каллиграфического стиля. Постепенно рука привыкает к повторяющимся движениям, и угол наклона ручки восстанавливается автоматически. Чтобы разнообразить такой почерк, можно экспериментировать с бумагой, ручкой и периодически рисовать просто круги и линии, чтобы чувствовать степень нажатия на ручку.

Свобода творчества

По-настоящему красивый и уникальный почерк может быть основан сразу на нескольких стилях. Не обязательно ограничиваться курсивом или каллиграфией. Разнообразить свой кругозор по этому вопросу поможет изучение работ различных графических дизайнеров, художников и каллиграфов, которые обладают своим неповторимым стилем письма. Полезно также исследовать интересные плакаты и постеры, чтобы определять шрифт и запоминать его. Более того, источником вдохновения для приобретения нового почерка могут стать разнообразные эскизы, причудливые формы деревьев.

Некоторым ученикам помогает рассматривание средневековых текстов. Там всегда используются необычные буквы. Особенно красиво изображаются заглавные символы. Они могут отражать, как отдельных животных, так и целые исторические сцены. В древних рукописях тоже можно черпать вдохновение, поэтому не обходите вниманием египетские иероглифы или норвежские руны.

Развивать свой собственный стиль письма помогает постоянное применение разработанного каллиграфического почерка. В первую очередь каллиграфию применяют для красивых подписей на открытках, но также можно делать целые постеры со строчками из любимых стихотворений или приглядевшимися высказываниями. Тренироваться полезно и создавая орнамент букв, для которого применяется перманентная ручка.

  • Самый эффективный способ разработать великолепный почерк в едином стиле - постоянно тренироваться. Причем тренироваться надо не просто в написании самих букв, но и в сохранении правильной позы для письма, автоматической постановке ручки в нужную позицию.
  • Если ваша рука часто болит после тренировок в красивом письме, вероятно, вы слишком сильно сжимаете ручку, давите на неё или просто неправильно сидите. Чтобы понять, какой из способов письма вам подходит лучше всего, экспериментируйте с разными вариантами.
  • Сегодня очень часто устраивают каллиграфические выставки, включающие мастер-классы, на которых можно познакомиться с соратниками по интересам. Если вам сложно осваивать каллиграфическое письмо самостоятельно, найдите в своем городе единомышленников, которые будут творить в группе под руководством опытного специалиста.
  • В качестве тренировки можно попросить друга или родственника провести диктант, во время которого вы будете практиковать письмо довольно большого текста. Главное - помнить, что качество важнее скорости.

Писать, красиво выводя буквы - это настоящее искусство, которому наши предки придавали большое значение. Сегодня пришла пора выяснить, что такое каллиграфия, почему раньше она была так важна, а сегодня утратила свою актуальность? Есть ли у людей XXI века возможность научиться выдержанно и элегантно писать? Где и как это можно сделать? Давайте разбираться!

Что такое каллиграфия: определение

Слово «каллиграфия» перешло в русский язык из греческого, где оно, в свою очередь, было сложено из составных элементов, а именно «каллос» - «красота» и «графо» - «писать». Иначе говоря, это понятие описывает древнюю отрасль искусства, суть которой заключается в красивом и четком письме на бумаге. Сегодня большей части людей знакомо иное определение, и вопрос: «Что такое каллиграфия?» вызывает у них ассоциации с красивой и быстрой письменностью. Это - побочное ответвление, которое называется прикладная, или бытовая каллиграфия.

Каллиграфия как учебная дисциплина

Подобное эстетическое оформление рукописного текста имело место не только в области прикладной графики, но и в школах в качестве учебной дисциплины, где детям предлагались прописи для каллиграфии и преподавались её базисные основы: одинаковый размер букв, равномерность наклона и расположения букв, схожий размер пробелов, общая четкость и разборчивость как слов, так и знаков препинаний. В начальных классах каллиграфия называлась чистописанием. Оно требовало дисциплинированности, усидчивости, концентрации внимания и, например, в СССР являлось единственным школьным предметом, унаследованным от времен дореволюционной России.

История развития каллиграфии связана с двумя положениями: во-первых, это эволюция шрифта, орудий письма (птичье, металлическое, тростниковое перо, кисть) и листовых материалов (папирус, шелк, пергамент, бумага), и, во-вторых, стилистические изменения каллиграфии как отдельного вида искусства и человеческой деятельности.

Для чего изначально предназначалась каллиграфия?

С незапамятных времен красивый почерк выполнял следующие основные функции:

  1. Упрощение чтения.
  2. Сообщение письму эмоциональной образности, графической выразительности.

Для каллиграфии по первому пункту всегда была характерна ясность очертаний и деталей, предоставление человеку возможности читать на расстоянии, в то время как по второму - экспрессивный скорописный курсив или же узорность декоративного оформления. Последнее особенно высоко ценилось в Китае и других дальневосточных азиатских странах, где каллиграфия рассматривалась как искусство передачи за простым графическим знаком целой палитры эмоционально-символических значений и смыслов, сущности слова, мыслей и чувств пишущего.

Каллиграфия на территории Западной Европы: происхождение

«Что такое каллиграфия?» - вопрос, который можно считать выясненным. Однако необходимо заметить, что каллиграфия - это не универсальное для всех территорий явление. Ключевым объединяющим элементом для исторического развития каллиграфии разных стран является её эволюция в общем русле изобразительного искусства. Однако, вместе с этим, красивое письмо «от руки» изменялось с течением времени в зависимости от преобладающего в определенную эпоху стилистического влияния. Во-первых, степень и периодичность конкретного направления в двух государствах могла быть разной, а, во-вторых, существенную роль играли также традиции, мотивы, символика, характерная для той или иной местности. Именно поэтому сегодня миру знакомо сразу несколько уникальных каллиграфических школ.

Каллиграфия в Европе развивалась из греко-римского письма, классические каноны которого, разработанные ещё в античную эпоху, используются даже в настоящее время. Первые алфавиты греков и римлян появились еще в III тысячелетии до н.э. Предшественником латинского выступил этрусский алфавит. Первоначально в письме использовались исключительно заглавные буквы; строчные появились позже, во времена правления на территории Европы императорской династии Каролингов. В меньшей степени на западноевропейское искусство красивого почерка оказала кириллица.

Период активного развития европейского письма

Каллиграфия на западноевропейских территориях начала наиболее активно развиваться с распространением христианства, ведь появилась необходимость в копировании Библии и других текстов на религиозную тематику, их гармоничном оформлении. Поэтому уроки каллиграфии преподавались священнослужителям, доказательством чего служат многие сохранившиеся памятники средневекового каллиграфического мастерства. Пик искусства каллиграфии приходится на VII-IX века, когда в Шотландии и Ирландии монахами создавались иллюстрированные Евангелия - уникальные средневековые шедевры. Они представляли собой рукописные книги, богато украшенные красочными орнаментами и миниатюрами. На Руси подобная каллиграфия, обучение которой также проводилось среди монахов и служителей церкви, приобрела название «лицевой рукописи».

Помимо вышеупомянутого, в XI веке появилось также письмо готическое, на основе которого был создан шрифт, названный «псевдоготическим». К основным ответвлениям такой каллиграфии относились:

  • фрактура - острая письменность с ломаными краями и очертаниями;
  • текстура - просто острое письмо;
  • ротунда - переходный тип письменности от готического к антикве, или типографскому шрифту с характерными засечками;
  • швабахер, или бастарда - ломаная письменность с округленными очертаниями некоторых конкретных букв;
  • куррент - курсив в готическом стиле; в начале XX века в качестве традиционного готического курсива был утвержден шрифт Зюттерлина.

На основе кириллицы в Западной Европе был также создан характерный псевдославянский шрифт. С XV века главенствующая роль в традиции европейской каллиграфии перешла к художникам, переписчикам и граверам, после чего, с изобретением в этом же столетии Иоанном Гутенбергом книгопечатания, роль каллиграфии резко уменьшилась.

Каллиграфия в Восточной Азии

Совершенно по-своему каллиграфия развилась в Корее, Японии и Китае, а также в мусульманских государствах. В переводе с китайского и корейского понятие переводится как «путь письма» и представляет собой утонченную форму живописного мастерства. Для искусства рукописного текста здесь традиционно применялись не перья для каллиграфии, не ручки, а кисточки для письма и тушь. К известным мастерам китайской каллиграфии относятся Сюань-Цзун (VIII век), Ван Си-Чжи (IV век), Ми Фэй. В списке крупнейших исламских каллиграфов первыми стоят Ибн Мукла (X век), специализировавшийся на шрифте «насхи», уроженец Средней Азии Мир Али Тебризи (XIV век), который расписывал материалы уникальным шрифтом «насталик», и других.

Нужно заметить, что в государствах ислама каллиграфия имела особенно неразрывную связь с религией. Так, каллиграфические надписи широко использовались для украшения мечетей и при переписи Корана. В арабских странах с помощью графики (называемой здесь «хутут», или «хатт») утверждалась манифестация десакрализованной Красоты, пропитывающей собой каждый уголок народной культуры. У арабов сложилась собственная система из 6 каллиграфических почерков, каждый из которых использовался в определенных обстоятельствах. Их названия:

  • насх;
  • сульс;
  • мухаккак;
  • райхани;
  • тауки;
  • рук’а.

Кстати, к характерным особенностям арабской каллиграфии можно отнести непозволительность изображения животных, людей или Аллаха, ведь, согласно религиозным догматам, поклонение богу через картину уподобляет человека неверующему. По этой же причине не разрешается изображать никакое другое существо. Однако если каллиграфические изображения создаются отдельно, но в итоге складываются в единый элемент, то в этом случае правила подобного не запрещают.

Традиционный набор каллиграфа

Минимальный набор для обучения искусству красивого письма включает в себя перья для каллиграфии, тушь и бумагу. Кроме того, в качестве основного пишущего инструмента может использоваться ручка с пастой желаемого цвета, гуашь, акварель, чернила, уголь, пастель, баллончик с краской (если речь идет о современном ответвлении каллиграфии - граффити) и многое другое. Интересно, что до использования перьев люди обходились палочками, благодаря которым выдавливали знаки на глине, или просто высекали надписи на камнях, ведь запечатление знаков на относительно твердых поверхностях было распространено издавна: сюда относится и писание на воске или бересте. Первые (тростниковые) перья в период Средневековья сменились на птичьи, преимущественно гусиные. Затем они стали составными, а в XVIII веке уступили место стальным. Становится очевидно, что каноничного инструмента каллиграфа не существует, ведь в разные периоды писцами использовались разные вспомогательные средства.

Каллиграфия для начинающих: о возрасте и методах

В настоящее время каллиграфия воспринимается скорее как своеобразный эстетический феномен. Однако не утратила она и своего практического значения; так, сегодня искусство красивого почерка является базой для разработки гарнитур наборных компьютерных шрифтов. Каллиграфия для начинающих сегодня вполне доступна как для самостоятельного изучения, так и для отработки с преподавателем. Много программ существует для усвоения материала школьниками, ведь детям в раннем возрасте переучиться куда легче, чем взрослым. Педагоги и кураторы проектов предлагают родителям заказать уроки каллиграфии.

Обычно практикуется система посещения и присутствия в реальном времени, однако занятия могут проходить и в виде дистанционных онлайн-курсов. В последнем случае они включают методические рекомендации для взрослых и предлагают прописи для каллиграфии с тем, чтобы родители в домашних условиях могли скорректировать и поставить правильный почерк своему ребенку. Те же особенности распространяются и на программы обучения взрослых людей.

Выработка хорошего почерка у учащихся - одна из основных задач школы при обучении письму.

Для осуществления этой задачи программы рекомендуют строить обучение письму на систематически подобранном материале, доступном возрасту учащихся, соблюдать последовательность в развитии навыков написания букв, входящих в состав слов и путем специальных упражнений устранять индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие четкость и разборчивость письма.

Для занятий чистописанием выделяется из уроков русского языка один урок в шестидневку. В первом классе в первом полугодии эти занятия происходят в связи с занятиями по букварю 3-4 раза в шестидневку в пределах до 10 минут в первой четверти и до 15 минут - во второй. Во втором полугодии I класса и во II классе занятия чистописанием ведутся два раза в шестидневку, для чего выделяется половина урока на каждое занятие из уроков русского языка * .

__________
* Программа начальной школы, изд. 1935 г.

В первом полугодии учащиеся овладевают письмом всех строчных букв: пишут элементы букв и буквы, затем слова и короткие предложения.

Во втором полугодии дети овладевают письмом заглавных букв, упражняясь главным образом в письме имен. Заглавные буквы пишутся простым шрифтом, как и строчные, за исключением Б, Е, В, Д, Р.

Во II классе продолжается и закрепляется работа I класса. Учащиеся учатся писать более ускоренно (сравнительно с первым годом), четко и красиво, по двум линейкам и изучают начертание заглавных букв общепринятым шрифтом . Индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие разборчивость письма, устраняются путем постановки специальных упражнений для отдельных учащихся в виде переписывания целых слов, слогов, букв или их элементов.

Обучение письму чернилами следует начинать в неграмотных классах в конце сентября, а в грамотных - со второй недели пребывания детей в школе. Надо завести каждому ученику перочистку, сделанную из фланелевых или суконных кусочков материи.

В целях воспитания наилучшего отношения ученика к тетради следует выставлять в классе образцы лучших детских работ, чтобы стимулировать учащихся на правильный, красивый, четкий и ровный почерк и на опрятность тетради.

Предлагаемые прописи дают учителю образцы правильного письма, а ученику помогают научиться правильно писать на систематически и целесообразно подобранном материале. Материал для чистописания расположен от легкого к трудному. Начиная с упражнений на букву К, материал дан параллельно обучению грамоте по букварю. Этот материал дает образцы правильного начертания букв, правильного соединения букв в слова и правильной организации странички.

Прописи обслуживают учащихся I и II классов, но они могут быть полезны в целях исправления почерка и для учащихся III и IV классов.

Для первого класса прописи содержат все виды работ по чистописанию соответственно программе, изд. 1935 г.

Для второго класса даются:

а) предварительные упражнения с переходом на более мелкий шрифт;

б) начертание строчных и прописных букв, расположенных в порядке трудности, а также слова с этими буквами;

в) образец урока на заглавные буквы П и Т, раскрывающий систему работы; подобным же образом строятся и другие уроки на ту или иную букву;

г) связный текст на различные способы соединения букв в словах.

Если учитель найдет нужным число упражнений по каждому виду работ увеличить, то это он может сделать на специально -подобранных упражнениях, согласованных как с задачами чистописания, так и правописания.

Каждый урок чистописания строится по следующему плану:

  1. Постановка цели работы сегодняшнего урока.
  2. Приготовление к письму тетради и ручки.
  3. Проверка уменья держать тетрадь и ручку; наблюдение за правильностью посадки.
  4. Показ учителем на доске слов письменным шрифтом с анализом букв на составные элементы.
  5. Разбор написанного с точки зрения начертания: откуда начать и где кончить, как соединить один штрих с другим, как соединить одну букву с другой и т. д.
  6. Письмо одной строчки самостоятельно и под счет.
Работа с прописями. Учащиеся самостоятельно рассматривают и прочитывают текст прописи, который они будут писать, находят знакомые буквы, выделяют новую букву, сравнивают свое письмо с написанным в прописи. После такой подготовки дети пишут в прописи самостоятельно, а учитель может работать с другим классом, если их у него два.

Учет работы. В процессе работы или по окончании занятий чистописанием учитель просматривает тетради учащихся, указывая общие недочеты и недочеты каждого ученика, исправляя их путем написания образца на классной доске или в тетрадях учащихся.

В деле обучения письму огромную роль играет письмо самого учителя. Показ здесь- лучший способ обучения. Вот почему учителю нужно позаботиться о техническом совершенстве письма на доске и в тетради ученика. Письмо учителя должно быть просто, четко и красиво, с соблюдением нормальных форм букв, без употребления всяких лишних или условных штрихов и излишних украшений (зигзаги, хвостики, росчерки и пр.).

Каждый учитель, прежде чем писать на доске, должен хорошо ознакомиться с текстом и начертанием букв в прописи. Если учитель этого не сделает, может получиться большое расхождение в начертания букв в прописи и в его образце на доске, а тогда и прописи, как наглядное пособие, потеряют свое значение.

Боголюбов Н.Н. Методика чистописания

Учеб. пособие для пед. училищ. - 2-е изд., испр. и доп. - Ленинград: Учпедгиз, 1955


Уникальное издание. Очень подробно описана методика обучения красивому письму. Сегодня, обычные школьные прописи 1955 года, кажутся каллиграфией. Прописи прилагаются.


Приступая к 5-му изданию Курса каллиграфии и конторской скорописи, книгоиздательство «Круг Самообразования» оставило без изменения общий план издания, сохранив главным образом, простоту и общедоступность изложения. Цель издания - дать возможность каждому в короткое время самостоятельно научиться писать быстро и красиво-оправдалась тем успехом, какой выпал на долю первых четырех изданий «Курса каллиграфии».

Красивый и беглый почерк является неотложной потребностью всякаго грамотнаго человека. Он необходим для учителей, чиновников, конторщиков, банковых служащих, приказчиков, чертежников, артельщиков, торговцев и т. д.-словом, в очень многих занятиях, широко распространенных. Неясный и уродливый почерк очень часто служит причиной материальнаго неустройства тех лиц, которым приходится на службе или в своем деле заниматься корреспондированием.

Нет такого уродливого почерка, которого нельзя было-бы исправить и сделать красивым. Предлагаемая система обучения ведет к исправлению почерка наиболее верным и наиболее коротким путем.

Особое внимание обращено на то, чтобы учащийся относился к делу сознательно т. е., чтобы понимал, для чего делается каждое упражнение, и чтобы видел, что это упражнение действительно необходимо. При самообучении такое сознательное отношение к делу вполне обеспечивает успех в занятиях.

Полный курс каллиграфии и конторской скорописи заключается в шести отделах:

1) Предварительныя упражнения;

2) Каллиграфический почерк;

3) Конторская скоропись;

4) Прямое письмо;

5) Рондо и готик;

6) Изящные шрифты: Батард, Фрактурный, Модно-Славянский.

Для удобства практических занятий, к теоретической части курса прилагается альбом изящно выполненных таблиц, в которых приведены образцы всех букв, цифр и шрифтов.

Возникновение каллиграфии относится к глубокой древности.

На самых древних египетских, вавилонских и ассирийских памятниках встречаются надписи, которые показывают,что искусство воспроизводить письменные знаки уже в те далекие от нас времена было высоко развито. В древнем Китае каллиграфия достигла высокой степени совершенства.

Письменные знаки, употребляемые нами в настоящее время, ведут свое происхождение не от египетских и китайских письмен, а вернее всего от финикийских. Древние греки, повидимо, заимствовали свой алфавит у финикиян и, значительно видоизменив его, передали затем древним римлянам. Здесь он подвергся новым изменениям и вместе с христианством почти в неизменном виде распространился по всей Европе. Только в Германии средневековые монахи придали латинскому шрифту угловатую и кудреватую форму и выработали так называемый готический шрифт. На русский алфавит латинский шрифт оказал также сильное влияние, но часть букв нашего алфавита заимствована из греческого.

Уже в древней Греции, а затем в Риме каллиграфия пользовалась большим почетом и очень высоко ценилась. Книгопечатание в то время еще не было изобретено, и единственным способом составления книг было писание их на пергаменте. Этот способ требовал большого искусства, так как о скорописи тогда еще не знали, и единственным письменным шрифтом был тот самый шрифт, который теперь употребляется в типографиях, т.-е. в те времена писали печатными буквами.

Расцвет каллиграфии относится, однако, к второй половине средних веков, когда особенно быстро стал возрастать спрос на книги. В эту эпоху были созданы удивительные по красоте и изяществу шрифты. Не только почти все так называемые фигурные шрифты (рондо, готик и др.) но и многие из теперешних типографских шрифтов перешли к нам по наследству от средневековых каллиграфов. В последние годы как раз можно было наблюдать в типографском деле возвращение к средневековым шрифтам.

С изобретением книгопечатания каллиграфия теряет свое прежнее значение и на долгие годы останавливается в своем развитии. Окончательно, однако, каллиграфия никогда не была вытеснена, а в последнее десятилетие интерес к ней снова возродился,- и в развитии каллиграфии наступил новый период расцвета еще более пышного, чем в средние века.

Область применения каллиграфии в настоящее время чрезвычайно обширна. Необыкновенное развитие книгопечатания, неслыханный рост газетнаго дела, огромное распространение рекламы, наконец, вывесочное и плакатное дело создали обширный спрос на разнообразнейшие фигурные шрифты. Число таких шрифтов в настоящее время уже очень велико, но каждый день приносит нам в этой области что-нибудь новое. Таким образом, вытесненная сначала изобретением типографских шрифтов, каллиграфия в настоящее время призвана к новой жизни дальнейшим развитием того же типографского дела.

Изобретение книгопечатания совершило огромный переворот в книжном деле и впервые создало возможность широкого распространения грамотности. Одновременно с распространением грамотности явилась потребность в таких письменных знаках, которые по своей форме были бы проще каллиграфических и не требовали для своего воспроизведения ни особого искусства, ни большой затраты времени. Научившись читать, люди захотели также уметь писать, и притом писать легко и быстро. Фигурные каллиграфические шрифты совершенно не годились для этой цели. Необходимо было выработать скорописный шрифт, которому не трудно было бы обучиться, необходимо было значительно упростить прежние каллиграфические шрифты. Это и было сделано, но не сразу, а постепенно.

Старинная скоропись очень сильно отличается от теперешней скорописи. В прежнее время не торопились жить и не торопились писать. Поэтому в старинной скорописи мы встречаем чрезвычайное обилие разнообразных завитков, украшений и росчерков, которые крайне затрудняли и замедляли писание. Наше деловое время совершенно отбросило все эти каллиграфические хитрости и тонкости и выработало простую экономную скоропись. Прежняя же скоропись превратилась в наше время в так называемый каллиграфический (министерский) шрифт, который стоит на границе между действительно каллиграфическими (фигурными) шрифтами и скорописью.

Введение всеобщего обучения в Европе в значительной степени содействовало упрощению скорописи. В последние 20 лет педагоги посвятили немало сил этому вопросу и не только ввели в скорописный шрифт упрощения, но и выработали метод обучения письму, который в наиболее короткое время дает наиболее верные результаты. Вслед за педагогами, вопросом о выработке почерков занялись крупные ученые, которые с физиологической и психологической точки зрения подвергли изучению вопрос о движениях, совершаемых при писании. Посредством многочисленных опытов были изучены движения пальцев, кисти, предплечья, плечевого сустава и всей руки (исследование Джедда, Гольдшейдера и Крепелина) и определена скорость писательных движений у больных и здоровых людей; время затрачиваемое на каждую букву алфавита (исследования Гросса и Диля), и влияние алкоголя на писательные движения (исследования Мейера). Наконец, был произведен целый ряд наблюдений над зависимостью угла наклона букв к линейке от длины пальцев и руки а также от угла, образуемого тетрадью с краем стола (исследования Маркса Лобзена).

Опыты эти и исследования еще далеко не закончены. Среди педагогов, например, нет единогласия по вопросам, связанным с обучением письму: одни стоят за прямой шрифт, другие отстаивают наклонный. Наконец, есть серьезные исследователи, которые предлагают некоторые видоизменения современного скорописного шрифта (напр., перенесение нажима, изменение формы закругления). Среди таких педагогов отметим Георга Ланга, написавшего большое исследование о современной скорописи. В общем целом, работы педагогов за последния 20 лет устранили из обучения письму немало предрассудков и ошибок и открыли новые пути обучения письму.

При составлении настоящего «Курса каллиграфии и конторской скорописи» мы руководились стремлением объединить в одно целое все более или менее прочно установленные выводы современной научной педагогики.

При писании совершается целый ряд движений,- пальцами, кистью руки предплечьем и всей рукой. Главное требование, которому должна удовлетворять всякая система обучения письму, заключается поэтому, в том, чтобы она приучала учащегося к свободным и твердым писательным движениям, т. е. к таким движениям, которые при наименьшем усилии или напряжения мускулов давали наибольший результат. Свободные и уверенные движения представляют основу каллиграфии и скорописи. Почерк не может быть свободным и красивым, если он не опирается на свободные движения. Поэтому развитие свободных писательных движений должно составлять главную цель всякой системы обучения письму .

С этой точки зрения спор о прямом и наклонном письме имеет второстепенное значение. Ни прямой, ни наклонный почерк не противоречат свободе писательных движений. Трудно даже сказать, при каком почерке свобода движений больше. Поэтому и прямое и наклонное письмо одинаково пригодны. Нельзя, сказать того же о почерке, наклоненном влево (а не вправо, как обыкновенно). Такой наклон самым решительным образом противоречит свободе писательных движений, так,как буквы, наклоненные влево, можно писать, лишь неестественно выгнув правую руку и поставив ручку не вдоль бумаги, как обыкновенно, а поперек. Поэтому-то такой вымученный почерк производит крайне неприятное, отталкивающее впечатление.

К вопросу о прямом и наклонном письме мы еще будем иметь случай вернуться в отделе, посвященном прямому письму, - и там мы разовьем свои взгляды полнее.

Для того, чтобы научиться писать, нужно научиться свободных писательных движениях.

Обучение письму есть или точнее должно быть обучением свободным писательным движениям.

В этом-то и заключается основа нашей системы.

Поэтому-то в ней такое видное место уделено целому ряду упражнений, цель которых заключается в развитии свободы писательных движений. Учащийся должен с полным сознанием отнестись к этим упражнениям, понять их цель и вдуматься в самую систему. Он должен твердо, ясно и неуклонно помнить, что без свободы писательных движений ему никогда не удастся добиться свободного и правильного почерка. А эта свобода может быть достигнута только путем строгого выполнения предлагаемых нами упражнений. Поэтому-то мы самым подробным образом разбираем каждое упражнение и стремимся к тому, чтобы, приступая к нему, учащийся совершенно ясно понимал, для какой цели дано это упражнение и какие движения оно развивает.

Курс наш рассчитан не только на тех лиц, которые еще не умеют писать и лишь начинают учиться, но в одинаковой степени и на тех, кто уже учился писать, но обладает плохим, испорченным почерком и желает исправить его. И для тех, и для других наши упражнения одинаково важны: причиной дурного почерка всегда бывают несвободные, неправильные, связанные или же неуравновешенные движения. Наши упражнения дают возможность отучиться от таких неправильных и несвободных движений.

Учащимся важно также помнить, что, не работая, ничего нельзя добиться. Приобрести красивый, беглый почерк каким-нибудь чудом невозможно: для этого нужно поработать. А работать - значит аккуратно выполнять все упражнения и не торопиться вперед. В течение всего курса мы неустанно будем повторять: не торопитесь вперед, в противном случае вам придется вернуться назад. Помните, что особенно в каллиграфии и скорописи нужно придерживаться золотого правила: тише едешь, дальше будешь. Идите дальше лишь тогда, когда прочно усвоите старое: чем меньше вы будете торопиться вперед, тем скорее и успешнее доберетесь до конца.

Мы почли необходимым не только привести образцы упражнений в нашем курсе, но и выделить их в особый альбом. При чтении курса постоянное заглядывание в альбом было бы обременительно. Поэтому мы ввели образцы наших упражнений в текст. С другой стороны, пользоваться образцами, помещенными в тексте, при писании упражнений также было бы неудобно: книга легко треплется, да и ставить ее на стол неудобно. Гораздо большие удобства в этом случае представляет таблица, которую удобно поставить против себя на столе и на которой нет ничего, кроме необходимых в данный момент упражнений.


Прописи старого образца по русскому, украинскому и белорусскому языкам (узкая линейка, на каждую букву).

Но довольно предисловий! На этой странице выложены прописи по русскому языку для «первого класса», которые я изготовил в полном соответствии со своими понятиями о том, какими им надлежит быть.

Во-первых, я вернулся к частой косой линейке , которая так облегчала жизнь первоклашкам в пору моего детства.

Во-вторых, образец буквы повторяется несколько раз на строке. После каждого образца следует пробел, куда ребенок вписывает свою букву. Это нужно для того, чтобы в поле зрения ребенка всегда находился именно образец, а не его же собственная корявая буква, написанная минутой раньше .

В-третьих, пространство, отведенное ребенку для тренировки, никак не ограничено . Даже если ему не хватило листа для того, чтобы научиться писать какую-либо букву, точно такой же лист всегда можно распечатать заново. А значит, появляется возможность сформулировать задание для ребенка таким образом, что работать халтурно и наспех не будет иметь никакого смысла. Не «испиши столько-то строк», а «напиши столько-то красивых букв».

Впрочем, не хочу утомлять читателя пространными комментариями и методическими указаниями. Сами прописи расскажут о себе красноречивее меня.

Файлы для скачивания:

  • Чистый лист с линовкой;
  • Пример страницы (для быстрого ознакомления);
  • Образцы написания букв (алфавит);
  • Прописи (палочки, крючочки и русские буквы, 73 страницы);
  • Украинские и белорусские буквы ґ, є, і, ї, ў, Ґ, Є, І.

Каждый день желаю здоровья автору когда занимаюсь письмом с дочкой -первоклассницей! Кончились слезы,истерики и нервотрепка! Посадить заниматься теперь не проблема, у ребенка все получается и это прибавляет энтузиазма.Когда отработаем букву в этих прописях-в школьной уже пишет все правильно и красиво.(по прописям программы Гармония писать научиться нереально).Еще раз большое спасибо. Теперь всем знакомым рекомендую.

Огромное спасибо за Ваш сайт! Я нашла то,что долго искала-мои родные детские прописи, которые позволили мне иметь хороший почерк. Не могу видеть спокойно почерк своей дочери, она учится в 5 классе. Разрушена целостная система обучения детей, которая оттачивалась десятилетиями, взамен созданы программы-уроды, и это,к сожалению касается не только чистописания.

Подскажите, пожалуйста, а в каком количестве Вы рекомендуете распечатывать каждый лист? Достаточно ли в одном экземпляре? Я имею в виду, что некоторые буквы (элементы) не очень получаются, следует ли переходить к другим или стоит отрабатывать написание буквы до получения удовлетворительного результата?

Тренироваться писать каждый элемент, каждую букву надо до тех пор, пока не будет получаться более или менее прилично (хотя перфекционизм тоже не к чему). Эти прописи, на мой взгляд, тем и хороши, что всякую страницу можно распечатать любое число раз - столько, сколько нужно. По моему опыту, больше всего экземпляров требуется для самых первых страниц - с палочками и крючочками. Еще одно любопытное наблюдение: даже если ребенок научился идеально выводить "базовый" крючок, это еще совсем не значит, что у него сразу начнет хорошо получаться буква "и", которая состоит из двух таких одинаковых крючков.

Вы рекомендуете для прописей особую ручку (её мы нашли и купили) и ламинированную бумагу, а вот её мы найти в продаже не можем. Подскажите, пожалуйста, какую-нибудь самую распространённую марку такой бумаги, возможно, я что-то не так поняла...

Леонид Некин
Я не то, чтобы что-то рекомендую, а рассказываю о своих собственных предпочтениях, которые у Вас могут оказаться другими - с учетом Вашей конкретной ситуации, о которой мне ничего неизвестно. Я как-то упомянул, что мне нравится капиллярная ручка "Stabilo point 88". Что же касается бумаги, то я использую обычную бумагу для струйных и лазерных принтеров плотностью 80 грамм на квадратный метр, распечатывая на ней файлы прописей. У малышей, которые только начинают учиться писать, капиллярная ручка может на этой бумаге немного расплываться, потому что малыши выводят буквы очень медленно и часто давят изо всех сил. На мой взгляд, это не является недостатком такой бумаги. Наоборот - у ребенка появляется дополнительная обратная связь, благодаря которой он быстрее учится писать правильно - так, чтобы капиллярные чернила не расплывались. Ламинированную бумагу я никогда не пробовал - я думаю, что она не нужна, хотя, наверное, чернила не будут на ней расплываться даже у маленького ребенка.

Но возник вопрос по написанию маленькой буквы г. Неужели она пишется именно так? Мне всегда казалось что она просто вписывается в одну наклонную клетку, а у Вас вписана в две.

Леонид Некин
Может быть, Вы и правы насчет одной клетки. Но согласно идее, которая заложена в основу прописей, буква "г" - это не просто буква "г", но еще и базовый элемент, который встречается в написании букв "п", "р" и "т" и сам, в свою очередь, базируется на букве-крючочке "i".

Забавное открытие! На экране просто пропуски для написания букв, а на распечатке страницы тонкие контурные буковки для их последующего обведения. Очень приятно и полезно, спасибо Вам за заботу!!

Леонид. Спасибо большое за Ваш сайт, надеюсь, что мне очень помогут ваши прописи исправить почерк. Я распечатала чистый лист и попробовала написать алфавит, это просто супер, никогда такие красивые буквы не получались, в тетрадки просто в линейку (как сейчас продают), в такой разлиновке, всё просто и понятно, как вести ручку. Прочитала Вашу статью про ручки, купила себе по Вашим рекомендациям, теперь буду стараться. Может показаться странным, что я взрослая девушка, пишу прописи, но мне очень срочно нужно исправить почерк. В детстве мне его не поставили, мучаюсь до сих пор. Я специалист с красным дипломом, прочитала не одну научную статью про постановку почерка в начальной школе. Но Ваши прописи внесли самый большой вклад. Спасибо большое!

я не смог понять как из ваших прописей сделать тетрадь.

В частности если рассматривать полную пропись (где 73 листа), у Вас каждый лист разделен красной линией, я так понимаю это линия сгиба, а сгибая по ней сделать нормальную тетрадь не получается. Также если просто прошить все листы по левой стороне то не очень смотриться красная линия по центру. Может быть у Вас есть вариант где правая и левая часть разнесены на отдельные листы, или файл без красной полосы по центру.

Леонид Некин
Я совсем не предполагал, что из этих листов будут делать тетрадь. Для начала, нет более верного способа испугать ребенка, как предъявить ему сразу весь объем предстоящей работы. Далее, вовсе не факт, что ребенку понадобится ровно один экземпляр каждого листа. По моему опыту, для того чтобы научиться писать более или менее прилично самые первые палочки и крючочки, требуется по нескольку листов. И вообще, весь смысл этих прописей состоит в том, что листы допечатываются по мере надобности. Наконец, писать на одном листочке просто удобнее, чем в толстой тетради (из 73 листов). Красная линия посередине проведена для того, чтобы строчки не казались слишком длинными, а не для того, чтобы по ней сгибать. Хотя, пожалуй, можно и согнуть, но не в ту сторону, чтобы получалась тетрадь, а в другую - чтобы получился как бы один маленький двусторонний лист.

Все 4 файла распечатываются неправильно.

Леонид Некин
Тогда проблема, похоже, в Вашем принтере (возможно, ошибка в программе, его обслуживающей). Вы можете попробовать перед тем, как печатать, зайти из окошка печати в "свойства принтера" и что-нибудь там поменять, например, изменить качество печати на самое лучшее из всех возможных (может быть, сейчас у Вас выбран вариант "Черновик"?). В "расширенных свойствах" (доступных из окошка печати Adobe Reader) можно попробовать выбрать "печать как картинку". Если это ошибка программирования, то может помочь даже небольшое изменение масштаба (например, 99% или 101%). В порядке эксперимента, можно также попробовать изменить ориентацию бумаги с портретной на альбомную.

Если ничто это не поможет, остается радикальное средство - конвертировать PDF-файл в какой-нибудь растровый формат, например, TIFF или BMP (только не JPG, так как этот формат "теряет" качество).

Елена
Принтер Canon. С качеством печати в свойствах принтера я уже экспериментировала - толку мало. Мне помогло изменение масштаба и изменение ориентации бумаги на альбомную, как Вы мне подсказали. (сама бы точно не догадалась). Я изменила сразу две настройки (вполне возможно, достаточно было бы настроить что-то одно). Качеством печати очень довольна. СПАСИБО ВАМ!!!

на экране все отлично, но при печати косые линии отсутствуют. Распечатывала на лазерном принтере.
проблема, как оказалось, в цвете. При цветной печати все отлично(!), при черно-белой печати косые линии практически не видны(еле заметны).

В готовых "Прописях для начинающих" очень плохо пропечатываются фоновые линии,- и косые, и горизонтальные.
(Никакой "экономии тонера" и выставлено "Наилучшее качество печати").

Леонид Некин
Судя по тому, что Вы упомянули про тонер, речь идет о черно-белом лазерном принтере. Он передает голубую линию серым цветом, точнее отдельными черными точками на белом фоне. В толщину линии попадает не слишком много таких точек, отчего линия видна очень плохо. Пока мне пришло в голову вот что. У всякого (особенно черно-белого) принтера где-то в установках должна быть предусмотрена возможность отображать любой цвет (в том числе голубой) чисто черным. Если этой возможностью воспользоваться, то проблема будет решена.

Это лучший сайт по правописанию!

Наш товарищ Игорь Ильин из Ленинграда прислал разлиновки для занятий каллиграфией и чистописанием.

Для работы с прописью был сгенерирован pdf файл, который позволяет печатать разные типы разлиновки. Пропись, как известно, используется как образец, а писать можно на листах А4 с распечатанной разлиновкой. 5 типов разлиновки - 5 уровней сложности.

Теги: ,
Loading...Loading...