Идеал человека в древнерусской литературе. Устное народное творчество Народный идеал воспитания

Совершенный человек как цель народного воспитания

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Идеал – это универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль.

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания.

Эта идея первоначально возникла в глубокой древности . Однако воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление.

Формирование совершенного человека – преобладающий мотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации.

Понятие совершенства претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Первые проблески сознания предков человека связаны с инстинктом самосохранения;из этого инстинкта в последующем выросла осознанная забота об укреплении здоровья и физическом совершенствовании (по Коменскому - о гармонии в отношении тела). Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать - пусть в первое время и неосознанно - друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, вызывая напряжение сумеречного ума прачеловека; не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.



Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода :

Наследственность

Культура (материальная и духовная).

В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры.

У каждого народа есть особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях.

Идеал человека у каждого народа соответствует народному характеру, определяется общественной жизнью народа, развивается вместе с его развитием . Выяснение этого идеала составляет главнейшую задачу всякой народной литературы, ибо литература каждого народа выражает свой особенный идеал человека.

Народный идеал человека видоизменяется в каждом народе по сословиям, но все эти видоизменения принадлежат к одному и тому же национальному типу в разных степенях его развития - это отражение одного и того же образа в разных сферах общества.

Народный идеал человека, к какому бы веку он ни принадлежал, всегда хорош относительно этого века; в глубине каждого, принадлежащего к известному народу, шевелятся черты народного идеала, и каждый желает осуществления идеала в людях, близких его сердцу; в чувстве народности коренится главное свойство тех требований, которые предъявляются обществом воспитанию.

Идеалы являются наивысшим достижением национального духа. В народном сознании человек-идеал - это тот, который имеет крепкое здоровье, красивое тело, стройную осанку, глубокий мир национальной духовности, активно участвует в общественной, политической и культурной жизни государства. В историческом аспекте основными воспитательными идеалами является пахарь, сеятель, земледелец, хлебороб, витязь, казак-рыцарь, борец против лжи и зла, повстанец против национального и социального гнета, воин-борец за свободу и независимость, пламенный патриот, народный мастер, сознательный трудоголик .

Чтобы быть совершенным человеком (народным идеалом) необходимо реализовать такие основные национальные обязанности:

Любить и заботиться о родном языке, в совершенстве владеть им, защищать его от засорения и передавать детям и внукам как самое дорогое сокровище;

Хранить, практически применять, углублять национальные традиции и обычаи своего народа;

Постоянно развивать свой интеллект, чувства, волю, формировать силу воли и силу духа, активность, инициативу с целью повышения благосостояния народа;

Систематически совершенствовать свой характер, мировоззрение, национальное сознание и самосознание;

Защищать родную культуру, лично участвовать в развитии одного или нескольких ее отраслей;

Активно участвовать в общественной и политической жизни своего государства, укреплять традиций взаимопомощи между своим народом и представителями других народов.

В любой педагогической системе одним из ключевых является понятие "воспитательный идеал". Размышляя о народном идеале воспитания, Г. Н. Волков оперирует понятиями "совершенный человек" и "совершенная личность" . Именно формирование совершенной личности Г. Н. Волков считает лейтмотивом народного воспитания. "Народный идеал совершенного человека, – пишет он, – следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление целей народного воспитания... В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается ему высший образец, к которому он должен стремиться".

Г. Н. Волков отмечает, что представления каждого народа о совершенной личности развивались и конкретизировались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в национальном идеале человеческих совершенств.

Пример . "Настоящий джигит" башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского "доброго молодца" родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п.

В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.д.

По наблюдениям Г. Н. Волкова, у некоторых народов, в частности, у адыгов, любовь к Родине – одна из решающих черт совершенной личности – "всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства... Высокое чувство национального достоинства предполагало осуждение и отклонение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами – за доброе имя своего народа. “Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа” – такая идея, часто высказываемая в виде благопожеланий, присутствует в педагогике почти всех народов".

У каждого парода имеется своя система нравственных совершенств: у чувашей – это "семь благ" или "семь заповедей", у бурятов "девять доблестей" и т.д. "Стремление человека к совершенству, – пишет Г. Н. Волков, – естественно. Само это стремление – внутренний стимул к прогрессу человека и человечества".

От национального идеала совершенного человека он переходит к общечеловеческому идеалу воспитания, который "не может быть создан одним народом. В характеристиках совершенного человека народы не противоречат, а дополняют друг друга. Общечеловеческие представления о нравственности, красоте, уме складываются из суммы представлений многих поколений, многих народов; идеал совершенной личности также может быть объективно представлен только как гармоническое единство мыслей разных народов о хорошем человеке".

Одним из ключевых в народной педагогике является формирование у детей чувства уважения к другому народу, его традициям и культуре, но прежде этого у учащегося должно быть сформировано национальное самосознание и чувство собственного достоинства. "На основе собственного самосознания, – пишет Г. Н. Волков, – благодаря сравнению с самим собой, умению ставить себя на место других, на собственном личном примере – на своем национальном достоинстве – человек учится понимать, уважать и ценить национальное достоинство другого человека любой национальности, ибо невозможно по-настоящему оценить в другом то, что отсутствует в тебе самом".

Методологические подходы к сущности этнопедагогических явлений выстраивались на основе конкретного исторического анализа, в максимальной мере учитывалось то, что традиционная культура воспитания обусловлена своеобразием социокультурного и исторического развития жизни этноса. Этнопедагогические явления рассматривались с учетом связи истории с современностью, как диалектические проявления общего, особенного и частного, в русле системного подхода к анализу явлений воспитания и образования.

В жизни казахского общества женщина занимала особое положение.

Искусство казахских женщин в рукоделии, умение создавать прекрасное в быту отмечали многие видные деятели науки, искусства.

Лидирующее положение мужчин определялось природой и социальными ролями мужчин и женщин, их специфическими обязанностями в жизни: мужчина - защитник и добытчик, женщина - хранительница очага и продолжательница рода. Такое распределение функций лишало женщину экономической, юриди­ческой, бытовой самостоятельности, ставило ее в зависимость от мужчи­ны, который владел основными орудиями труда.

Характеристика эстетического идеала женщины - казашки в эпических произведениях имеет свои особенности. Заметим, прежде всего, то, что героини национального фольклора необыкновенно красивы. Порт­ретная характеристика героинь является одним из приемов художествен­ного словесного искусства, используемого для раскрытия глубины идеала женщины. Образ героинь воссоздается на основе раскрытия их всесто­ронней деятельности, направленной на благо людям. Высоко нра­вственны и прекрасны те героини, поступки которых направлены на ут­верждение жизни, добра, красоты и счастья на земле.

Далее народ высоко ценил роль труда в воспитании детей. Воспитание юной смены осуществлялось не в образовательных учреждениях, а на пастби­ще, в мастерской, за рукоделием, в процессе самообслужива­ния детей, т.е. в труде на благо семьи и общества.

Эстетическая сущность труда проявлялась с особой си­лой, когда процесс труда организовывался как система с ярко выражен­ными и взаимодействующими структурными элементами, осуществлялся непрерывно, с учетом возраста детей. Народная педагогика считала, что обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от результа­тов труда, несущего моральное удовлетворение и вызывающего эстетиче­ское наслаждение.

Народ эмпирическим способом, путем проб и ошибок, создал и непре­рывно совершенствовал свою систему трудового воспитания, не послед­нюю роль в которой играл эстетический аспект труда.

Ведущим элементом трудового воспитания выступала цель труда. Она могла быть представлена в нескольких видах: как личная или коллектив­ная установка, как конкретное трудовое задание, как стремление лично­сти к приобретению знаний, навыков, способов деятельности, как нравст­венно-эстетическое развитие детей, т.е. формирование моральных ка­честв, умения видеть красоту окружающего мира и создавать ее в труде, проявлять творчество в труде. Все эти элементы как цели воспитания в труде решались в единстве, взаимосвязи.

Народные воспитатели приобщали своих воспитанников к доступным формам труда, к осознанию того, что в обществе любой труд - не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека духовно-эстетическими ценностями. Эстетическое отношение детей к труду стимулировалось, активизирова­лось по мере того, как ребенок приобретал сноровку, систему умений, что способствовало его самоутверждению, давало возможность почувство­вать себя ловким, умелым, сильным и полезным. Все это порождало у де­тей ощущение и переживание высшей эстетической радости от самостоя­тельно сотворенной красоты труда.

Люди считали, что труд воспитывает, в том числе нравственно и эстетически, когда ребенок с помощью взрослых органи­зует свою деятельность в соответствии с идеальной моделью или образом трудового процесса. Вот почему народ считал, что прежде, чем поручить молодому человеку какое-либо дело, ему необходимо показать, как нуж­но это делать в идеале. Демонстрировались лучшие образцы работы, приемы творческого отношения к делу. Идеальная сторона труда связы­валась с морально-эстетическими представлениями человека о своей дея­тельности. Только в этом случае они доставляют человеку эстетическое насла­ждение. В народе это осознавали, это и считали, что "Без труда человек не познает радости", "Труд - мать счастья", "Труд - радость жизни" , "Человека ценят по его делам", "Человека украшает труд"

Казахи придавали большое значение эстетическому качеству результатов труда, поэтому, что для них предметы быта, орудия труда, окружающие вещи имели не только потребительскую, но и эсте­тическую ценность. Обучая детей какому-либо ремеслу, повседневной работе взрослые заботились о том, чтобы вещь была сделана удобной, добротной, красивой, т.е. отвечала бы и эстетическим требованиям. У казахов от природы было развито чувство меры, цвета, формы, симметрии. Об этом свидетельствует одежда, украшения. Несмот­ря на то, что жизнь казахского народа была нелегка, все же закон единства труда и красоты проявлялся во всех сферах деятельности. Этот закон имел нравственную направленность: красота не отделялась от нравствен­ности. Трудолюбия им было не занимать, а вдохновение они черпали у природы.

Внесению элементов прекрасного в условия трудовой деятельности и в результаты трудовой деятельности способствовали народные трудовые песни, непосредственно связанные с трудовыми циклами, процессами. Они облегчали труд, снимали усталость, улучшали настроение. Песни были призваны скрашивать долгую и монотонную работу, снимать усталость и развле­кать работающих, способствовать взаимопомощи в труде. Тем самым они выполняли функции нравственного воспитания.

В эстетическом воспитании подрастающего поколе­ния важную роль играли трудовые обряды, обычаи. Благодаря тому, что в них принимало участие множество людей, дети видели как окружающие относились к работе, убеждались, как высоко ценит труд сам народ -труженик.

Таким образом, трудовая деятельность, постепенное привлечение и приучение детей к труду с раннего возраста являлись могучим средством эстетического воспитания.

В основу формирования совершенного человека народная педа­гогика казахского народа положила воспитание подрастающего поколения в труде. Именно труд являлся мерилом человеческих ценностей.

Далее содержание эстетического воспитания в народной педа­гогике обусловливалось влиянием уникальных природных условий и жизнедеятельности на духовный мир казахов. Высшие нравственно-эстетические ценности формировались под влиянием воздействия пре­красного в природе. Именно природа Казахстана являлась тем фундаментом, на котором вырабатывалось эстетическое отношение к окружающим лю­дям, труду, быту, искусству. Казахстанская земля, отличающаяся красотой и щедростью оказывала облагораживающее влияние на характер людей, их поведение, на образ жизни в целом.

Народ считал землю живым существом, причем существом самым чистым и священным. Может поэтому, строжайше запрещалось плевать на землю, выливать на нее кипяток, мусорить. Старшие учили детей относиться к земле с почтеньем, не тревожить, не будить ее, иначе непременно навле­чешь на себя ее проклятье.

Заинтересованное отношение к природе со стороны детей объяснялось тем, что она откры­валась им раньше, чем мир человеческих отношений, сущность прекрас­ного. Народ справедливо считал, что дети острее чувствуют свое единст­во с природой, полнее осознают себя частичкой природы, поэтому она понятна и близка им. Что бы ни делали дети - пасли ли стадо овец, коров или маленьких гусят, ходили на поиски сухих веток или собирали дикие ягоды, ночевали с конями в поле или на лугу у ро­мантического костра - все больше они ощущали свою неразрывную связь с природой, с такой загадочной, вечно обновляющейся, вместе с тем род­ной и близкой. Они все больше понимали, что природа для них - вторая мать. Она дает им все необходимое.

Живя в прекрасных природных условиях с раннего детства и испытывая при этом радость, восхищение и гордость, казахи обретали привязанность к родной земле, проявляли любовь к ней. Особое заинтересованное отношение к ней проявлялось у детей, когда они обретали способность любоваться и очаровываться ее красотой. В процессе эстетического переживания дети и взрослые, не­смотря на то, что были людьми сдержанными, самозабвенно и глубоко отдавались этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления. Эстетическое отношение детей и взрослых к природе рождало и развивало у них духовно нравственное отношение к ней. Старшие гово­рили, обращаясь к детям: "Берегите степь и горы, они не только наши, но и тех, кто придет после нас". Дети постепенно понимали, что доброе отношение к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства и кра­соты. Нанесение вреда природе, загрязнение лесов, озер, рек, бездумное использование ее богатств есть великое зло.

Проявляя любовь к окружающей природе и стремлении воспитывать ре­бенка с помощью ее красоты, родители, при выборе имени обращались к названиям небесных светил: "Жулдыз" (Звезда), "Айжан" (Луноликая), названиям растительного и животного мира: "Гульнар" ("Цветок"), "Марал" ("Лань"), "Бота" ("Верблюжонок"), названиям драго­ценных камней, металлов: "Алтын" ("Золотая"), "Алтынкыз" ("Золотая девушка), "Алтыншаш" ("Златовласая"). Такие имена, также соответство­вали представлениям степняков о женской красоте. Природа подсказы­вала им, какой должна быть женская красота, сравнивали ее с прелестны­ми цветами, лучезарными небесными светилами. Такие имена, как "Аслан" ("Лев"), "Жолбарыс" ("Тигр"), "Айбар" ("Отважный") и др. обязывали детей быть бесстрашными, храбрыми, верными, ласковыми, а также прививали чувство любви ко всему прекрасному, что создала природа.

С древнейших времен природа с ее вечно обновляющейся красотой, за­гадками и тайнами отражена в мифах, полных поэтических образов. Уст­ное поэтическое творчество изобилует описаниями величественно - пре­красной казахской природы: высокие горы, глубокие ущелья, дремучие леса, отвесные скалы и бескрайние степи, озёра, стремительные бурные реки. Описание природы в устном по­этическом творчестве раскрывает торжественность изображаемой карти­ны, величие поступка героя, неотразимую красоту героини и др. Природ­ные явления в народном фольклоре выступали в качестве параллели или аналогии с жизнью человека, общества. Такие параллели помогали глуб­же воспринимать красоту и природы, и человеческих отношений. Гор­дость и независимость орла, нежность и чистота лебедя, комичность ин­дюка, верность и стремительность коня, хитрость лисы, беззащитность ягненка, трусость зайца - все это в своем нравственно - эстетическом значении имело вполне определенный человеческий смысл. Так, со львом сравнивали бесстрашного и сильного воина, с медведем сравнивают сильного и храброго, но неповоротливого человека. Трусу советуют съесть медвежье сердце, чтобы обрести храбрость. С конем сравнивают человека непобедимого, решительного и имеющего красивый стан. Соба­ке приписывается верность и ум. Таким образом, все эти образы имели нравственно эстетический смысл, качества присущие людям.

Природа становилась основой искусства орнамента. Типичные черты местности, флоры и фауны родного края накладывали отпечаток на все декоративно прикладное искусство народа. Прекрасное в природе нахо­дило отражение в народном быту, домашней утвари, национальных кос­тюмах, войлочном промысле, вышивках, орнаментах, где чудно сплета­лись в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.

Всеобщая гармония, царящая в природе Казахстана, накладывала отпеча­ток на всю народную педагогику. Педагогические знания народа находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с пред­ставлением народа о красоте. Особенность природы, в которой протекала жизнь казахов, влияла на формирование черт народной педагогики и педа­гогического опыта масс. Чарующая природа, в окружении которой росли дети, красота, гармония, обилие света, цвета, звуков не оставляла никого равнодушным к прекрасному, светлому, возвышенному. Любовь к род­ной природе, чувство восхищения и гордости за нее, делали детей, всех жителей лучше, чище, выше.

В многогранных связях материальной и духовной сторон общественной жизни казахского народа следует рассматривать их художе­ственное творчество. Особенно неотделимы от народного быта его при­кладные формы. Вещи народного быта рождались как из практических потребностей, так и из эстетических запросов. Изготовляя вещь для соб­ственного употребления, мастер на высоком профессиональном уровне наделял ее особыми эстетическими чертами. Несмотря на то, что в изде­лиях народных умельцев сравнительно редки собственно изобразительные формы, сами вещи, их формы и украшения часто оказывались опоэтизи­рованным осмыслением природы, жизненных явлений, народных тради­ций, норм и правил поведения. Преображенные творческой силой красо­ты лучшие вещи крестьянского быта можно отнести к высокому рангу искусства. Им присущи и совершенство техники, и художественная выдумка оформления.

В числе наиболее распространенных видов декоративного искусства были ковроделие, гончарное производство, швейное искусство, резьба по камню. Орнаментная резьба, богатая своими формами, образуя сплошной узорчатый ковер, имела большую пластическую целостность и красоту и своей неповторимой ажурностью, замысловатым узором. Все это воспитывало чувство прекрасного, стрем­ление к добру.

Одним из ценных видов народного творчества швейное искусство, связанное с украшением традицион­ного женского и мужского костюма. По мере развития общества создава­лись народные обряды по поводу рождения и смерти людей, объявления войны или заключения мира, по случаю свадебных церемоний. Участие в обрядах связывалось с народными костюмами. Дифференциация, моди­фикация одежды способствовала обогащению общенациональных форм искусства через взаимопроникновение отдельных элементов. Это отрази­лось и в дошедшем до нас художественном оформлении одежды и укра­шений. Направленная на удовлетворение разнообразных жизненных по­требностей в лучших своих образцах одежда казахского народа проникнута своеобразным художественным вкусом.

Одежда - это своеобразная отрасль народного художественного твор­чества, которая тесно смыкалась с жизненным укладом, обычаями, нравами.

В одежду органической частью входили оружие и металличе­ские украшения.

Заключение.

Эстетические идеалы казахского народа не являлись раз и навсегда заданными, застывшими нормами. Они развивались, совершенствовались как образцы, определявшие перспективу развития личности. Гуманисти­ческие нравственно- эстетические идеалы выступали в качестве мотива, установки для совершенствования личности. Эти идеалы связывали по­коления, устанавливали преемственность лучших гуманистических тра­диций в воспитании.

Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие - М.: Изд. центр "Академия", 1999, 263с.

2. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов – на- Дону: Феникс, 2000.- 448с.

3. К.Ж.Кожахметова Казахская этнопедагогика: методология, история, практика. – Алматы, 1998
4. Жарыкбаев К.Б., Калиев С.К. История каз.педагогики и психологии. Учеб.пособие Алма-Аты, 1995.

Лекция 3. Идеал совершенного человека в народной педагогике

План:

1. Совершенный человек как цель и идеал народного воспитания

2. Этнический и общечеловеческий характер совершенного человека

3. Пути воспитания совершенного человека

Литература:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 448 с.

3. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. - Алматы: Алем, 2001. - 305 с.

1. Совершенный человек как цель и идеал народного воспитания

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение чего направляются его усилия (И.П. Подласый); то, к чему стремится общество, на достижение чего направляются его усилия (Курс лекций по педагогике, Алматы); то, к чему стремятся, что надо осуществить (И.П. Харламов). Цель воспитания отражает идеальную модель личности воспитанника, на которую сориентирован воспитательный процесс. Данный идеал (модель личности) чаще всего детерминируется социально-экономическими потребностями общества, уровнем научно-технического развития, политикой государства, взглядами педагогов.

Суждения об идеале человека, к которому стремится воспитание, можно встретить уже в эпо--ху рабовладельческого строя: в педагогических и философских трудах это идея ду--ховной и те-ле-с-ной красоты, которая может быть достигнута путем приобщения людей к ис-кус-ству, духовной культуре, занятиям гимнастикой. Но в этих представлениях совершенно отсутст-ву-ет трудовая дея-те-льность. В эпоху Возрождения в идеал всесторонне гармонично развитого чело-ве---ка впервые вклю--чена идея труда (наряду с культом телесной красоты, наслаждением искусст-вом, музыкой, литературой). Во все времена, у всех народов основной целью воспитания было во-с--питание совер-шенного человека. Г.Н. Волков: «Народный идеал совершенного человека следу-ет рас-сматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания» .

Каково соотношение понятий «цель» и «идеал»? В энциклопедическом словаре «цель» трак-ту-ется как «идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности»; «идеал» - «образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений». Рассматривая соотношение понятий «цель» и «иде-ал», Г.Н. Волков пишет: «Цель является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться».

2. Этнический и общечеловеческий характер совершенного человека

Понимание совершенного человека в народной педагогике формировалось как отражение истории народа, его развития, взаимоотношений с другими людьми, связи с внешним миром, осознания собственного «Я». Бесспорно, на идеал совершенного человека у разных народов оказывают влияние специфические условия их жизни, но идеал совершенного человека у всех этносов предполагает формирование нравственных качеств, таких как честность, сострадание, стремление прийти на помощь другим людям; патриотизма; трудолюбия; силы, ловкости; умственных качеств - смекалки, находчивости и др.

Г.Н. Волков: «наиболее сложной в этнопедагогике является проблема совершенного человека, тесно связанная с особенностями национального характера … программа воспитания совершенного человека отражает уровень национального самосознания и претерпевает постоянную эволюцию под влиянием общественных условий» ; «идея совершенного человека не является этнической, возникая как общечеловеческая идея о гармонии с природой и необходимости приспосабливания к ней и названия ее, человека на новую ступень гармонии. Этническая программ касается только конкретных деталей программы человеческого совершенства».

В устном народном творчестве всех народов нашло отражение представление народов о совершенном человеке. К.Ж. Кожахметова: «Казахский народ всегда имел свой идеал совершенного человека и в своей практике воспитания стремился достичь этой цели» .

Образ настоящего джигита: Внешность. Рост - высокий. Зрение - зоркое; брови - черные; лоб - широкий. Руки - с ильные. Качества и свойства: ловкость, гордость, сила, смелость, выносливость, чуткость, осторожность. Способности: управлять страной, решить спор и т.п. Деловитость. Шесть достоинств джигита: внимательность, мастерство, мужество, упорство, мобильность, знания. Три прекрасных черты характера: честность, справедливость, правдивость. Три неразлучных друга джигита: тулпар, ум и смекалка, преданная супруга. Образ девушки: Знатность. Интеллект и разум. Краса-красота. Деловитость. Ценности казахов: родственники, здоровье, умная жена, достаток. Это нашло отражение в народных пословицах.

Так, в казахских пословицах о человеке отражены такие качества как: сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь людям; честь и достоинство; честность; трудолюбие; героизм, смелость, решительность; настойчивость, упрямство; знания, учение, ум;

В русских сказках - традиционные русские характеристики человека: умница и красавица, красна девица, добрый молодец, маленький да удаленький. Ведущим качеством русской красавицы является ум; ум предполагает наличие многих умений, в том числе и сноровки в труде (например, сказка «Сливы за сор»). Черты «доброго молодца» широко представлены. Например, Илья Муромец: удаленький, славный богатырь святорусский, прекрасный всадник, меткий стрелок, воспитан, храбрый, смелый, народный заступник. В сказках и песнях: добрый молодец умен, красив, трудолюбив, честен, скромен.

Таким образом, этнический характер совершенного человека состоит в следующем. У раз-ных народов под влиянием социально-экономических условий жизни складывались свои идеалы. На-пример, у русского народа: красота и ум, смелость, бесстрашие, здоровье. У тюркских народов: ум, забота о близких, трудолюбие, великодушие, доброта, память о предках. Общечеловеческий ха-рактер совершенного человека - стремление всех народов к формированию общечеловеческих ка-честв, таких как здоровье, красота, воля, умение преодолевать трудности, терпение, связь поко-ле-ний.

3. Пути воспитания совершенного человека

Воспитание совершенного человека начинается с рождения ребенка. В народной педагогике использовались такие методы воспитания как разъяснение; приучение; поощрение; одобрение; убеждение; личный пример; показ упражнения; намек; укор; осуждение; наказание. Разъяснение и поощрение применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, до-стой-ного поведения в семье и в обществе. Показ способов выполнения различных видов сель-ско-хо-зяйственного, ремесленного, бытового труда имел большое значение в народной педагогике. По-сле разъяснения и показа обычно применялся метод упражнения. Упражнения сопровождались со-ветом: «Упражняй руки, выработай привычку к определенной работе» . Прислуши-ва-ясь к совету взрослых, юноша и девушка должны выработать у себя необходимые навыки и прие-мы труда. Прием - часть метода. Назидание - самый распространенный пример в народной педа-го--гике. В народной педагогике встречается кодекс назиданий старшего - младшему, учителя - уче-нику, народного мудреца - молодежи, отца - сыну. В народном воспитании в афоризмы вклю-чены различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрек, а также опреде-лен-ные педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно определяются словом «если». Так, казахи говорят: «Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний»; узбеки - «Если дурной человек откажется от зла, мир станет цветком»; киргизы - «Если ты велик - будь скромен»; туркмены - «Если ты правитель - грей свой народ, как солнце»; каракалпаки: «Если посеял просо, не жди пшеницы» .

Метод приучения является распространенным методом народной педагогики. В народе говорят: «Вещи моют водой, ребенка воспитывают приучением». Приучение типично для раннего детства. Например, ребенка приучают к определенному режиму дня; к порядку (содержать игрушки и одежду в порядке); к навыкам культурного поведения. Приучение связано с поручениями детям и проверкой их выполнения, а также методом примера (взрослые показывают примеры и образцы поведения и действия).

Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем, чтобы ребенок не сомневался в разумности определенных понятий, действий, поступков.

Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного вос-пи-тания. Ребенок всегда испытывает потребность в оценке своей деятельности (игры, труда) и поведения взрослыми. Большое значение имеет устная похвала родителей. О роли похвалы в вос-питании в народе говорят: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят» . При этом мо-жет быть дана различная оценка труду детей, например: «молодец», «хорошо», «очень хорошо» (с улыбкой) или «ничего», «сойдет» (без улыбки). Похвала и одобрение оказывают стимули-рую-щее воздействие на детей. В народе принято хвалить детей за благородные поступки. В этих случаях ча-ще принято хвалить не самого подростка, а родителей за его воспитание. Например: «Спасибо твоему отцу, что вырастил тебя таким». В праздники поощрение проявлялось в преподнесении не-до-рогих подарков. При этом поощрялось проявление детьми таких качеств как трудолюбие, доб-ро-та, отзывчивость, коллективизм. Но народ всегда осуждал и считал недопустимым заранее обе-щать поощрение за хорошую учебу, примерное поведение. Поощрение должно быть объективным, обоснованным, справедливым; соответствовать одобряемой деятельности ребенка, а не быть наг-ра-дой за мнимые успехи; не поощрять зазнайства; стимулировать ребенка к новым успехам и дости-же-ниям.

Намек (прямой или косвенный) как метод воспитания распространен у всех народов. Так, в народе говорят: «Дочка, тебе говорю, невестка - ты послушай», «Пугаю дочку, чтобы слышала невестка». Народ верит в воспитательную силу намека: «Для умного человека достаточно и намека», «Умному - намек, глупому - палка». Г.Н. Волков о педагогической ценности намеков: «Педагогическая ценность намеков в том, что о недостатках поведения того или иного мальчика они позволяют говорить в безобидном тоне» .

Самый действенный метод народного воспитания - личный пример (особенно пример роди-телей). Отношение к людям, вещам, труду; нравственный облик родителей оказывают огромное влияние на детей. В воспитании следует использовать положительный пример. О его значимости свидетельствует народная мудрость: «Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь - веди дружбу с мастерицей» (киргизская) . Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было родительское благословение.

К народным методам воспитания можно отнести также такие методы как принуждение, нака-зание, порицание, запрет и упрек. Вместе с тем, народ не был сторонником широкого применения этих методов: «С помощью побоев не приучишь к труду» и т.п. В народе чаще применялось слове-с-ное осуждение плохих поступков и действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ре-бе-нок осознал свои ошибки и устранил их. Редко применялся укор, при этом родители стремились воздействовать на самолюбие детей. Например: «Все дети заняты полезным делом, а ты …». Укор применялся как одна из воспитательных мер предупреждения, когда поведение детей получало общественное осуждение соседей, односельчан: «Что скажут соседи, ты об этом подумал?».

Значительное внимание уделялось перевоспитанию и самовоспитанию детей. Народ осозна-вал, что если в воспитании ребенка что-либо упущено, то его приходится перевоспитывать. Пере-вос-пита-ние является более сложной задачей по сравнению с воспитанием: «Даже полководцы не мо-гут справиться с сыновьями, которые ведут разгульный образ жизни». Вместе с тем, перевоспи-та-ние может быть успешным: «камень и тот можно отшлифовать, а человека перевоспитать и по-давно». По мнению народа, причины отклонения в поведении ребенка следует искать в семье, в семейном воспитании: «За плохого сына мать в ответе, за плохого внука - бабушка». Главная причина запущенности воспитания детей - отсутствие требовательности к ним: «Избалованный сын навлечет упреки на отца». Зная причины отклонения в поведении детей, народ эмпирически выработал систему методов перевоспитания: поучение, пример родителей и других взрослых в семье, отрицательное отношение к физическим методам воздействия, необходимость соблюдения педагогического такта, требовательности и своевременности воспитательных воздействий. Пер-вый шаг к перевоспитанию - устранить все, что поддерживает отрицательные привычки, изменить среду общения и обстановку в семье. Народ рекомендует привлекать к воспитанию младших детей старших детей в семье. Большое значение народ уделяет самовоспитанию: «Родители дали тебе жизнь - волю воспитай сам», необходимости формирования в процессе самовоспитания лучших человеческих качеств: «Знай больше, говори меньше», «Взялся за дело, делай хорошо» и т.д.

Таким образом, народ имеет определенное представление о методах и приемах воспитания с учетом возрастных и психологических особенностях детей. Особое внимание уделялось воспитанию в раннем детстве, а также игровой деятельности детей. Народ широко применял в воспитании такие методы и приемы как приучение, показ, поощрение, порицание, личный пример, намек, благословение и другие, не противоречащие, а совпадающие с принципами научной педагогики.

§ 1. СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного» (первый возникает в недрах второго и является частью его). Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели (выделено мной. - Г.В. ) и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.

Loading...Loading...