Святая Троица - Пятидесятница. Народные приметы на Троицу, традиции праздника

Задолго до появления христианства славянские народы отмечали Зеленую неделю. Она знаменовала окончание весны и начало лета. До наших дней сохранились некоторые языческие обряды и гадания, которые проводятся в праздник Троицы. Обычаидавних времен основаны на обновлении жизни - это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы. И к празднику Троицы церкви, дома украшались зеленью - символом роста и обновления христианской веры.

Троица или Пятидесятница?

Праздник Троицы - один из красивейших праздников в православии. Он всегда приходится на такое время, когда начинают распускаться первые листочки на деревьях. Поэтому дома и церкви в этот праздник народ украшает зелеными ветвями березы, клена, рябины.

У Троицы нет фиксированной даты празднования. Он назначен на пятидесятый день после Пасхи. Библия гласит, что именно в этот день Святой дух сошел на апостолов. Ученики получили способности проповедовать слово Христово. Поэтому праздник этот иначе называют Пятидесятницей или Сошествием Святого Духа.

Только в XIV веке начали отмечать на Руси праздник Троицы. Обычаии традиции в этот день соблюдаются с той давней поры. Учредителем праздника был преподобный Сергий Радонежский.

Ветхозаветный праздник

Пятидесятница является еврейским праздником, который отмечается на 50 день после По преданиям, в этот день народ Израиля обрел Синайский закон. Традиционно в честь празднования организовываются развлечения для народа, массовые гуляния, жертвоприношения.

На даровал своему народу Закон Божий. Это произошло на пятидесятый день после исхода евреев из Египта. С тех пор Пятидесятницу (или Шавуот) начали отмечать каждый год. В Израиле в этот же день отмечается праздник первого урожая и плодов.

Когда в христианстве появилась Троица? Обычаи и традиции празднования берут начало от ветхозаветной Пятидесятницы.

Православный праздник

Апостолы уединились, чтоб отметить иудейскую Пятидесятницу. Спаситель, до своей мученической смерти, пообещал им чудо - приход Святого Духа. Поэтому каждый день они собирались в одной из Сионских горниц.

На 50 день после Воскресения они услышали шум, который заполнил небольшое пространство домика. Появились языки пламени, и сошел Святой Дух на апостолов. Он явил им три ипостаси - Бога-Отца (Божественный Ум), Бога-Сына (Божественное Слово), Бога-Духа (Святой Дух). Это триединство - основа христианства, на которой прочно стоит христианская вера.

Люди, находившиеся недалеко от горницы, услышали странный шум - апостолы говорили на разных языках. Ученики Иисуса получили удивительные способности - исцелять, пророчествовать и проповедовать на разных диалектах, что позволяло им нести слово Божие во все концы мира. Апостолы посетили Ближний Восток, Индию, Малую Азию. Побывали в Крыму и Киеве. Все ученики, кроме Иоанна, приняли мученическую смерть - были казнены противниками христианства.

Единым Богом является Обычаицерковного праздника начинались с самого утра. Вся семья шла в храм на богослужение. После чего люди возвращались домой. Устраивали торжественный обед, ходили в гости, поздравляли знакомых со светлым праздником, дарили подарки.

Славянский праздник

В нашей стране праздник Троицы стали отмечать только спустя 300 лет после крещения Руси. До этого славяне были язычниками. Но и сегодня существуют обряды, приметы, которые зародились в те времена.

До Троицы этот день считался границей между весной и летом. Его название - Семик (Зеленая неделя), или Триглав. По языческой религии, три божества управляли всем человечеством - Перун, Сварог, Святовит. Последний - хранитель света и человеческой энергии. Перун - защитник правды и воинов. Сварог - создатель Вселенной.

В Семик люди устраивали веселые гуляния, водили хороводы. Дома украшали первой зеленью, из которой потом готовили лечебные настойки и отвары.

Так из языческого торжества возник церковный праздник - Троица. Обычаи, приметытех давних времен до сих пор актуальны в народе. Например, зелень, которой была украшена церковь на Пятидесятницу, забирали домой и сушили. Ее зашивали в холщовые мешочки. Такое саше служило оберегом дома.

Традиции празднования

Как проходит праздник Троицы? Обычаи большинства праздников начинаются с уборки дома. Только после того, как помещение засверкает чистотой, женщины украшали комнаты зелеными ветвями, цветами. Они - символ плодородия, богатства.

Хозяйки готовили праздничный стол - стряпали пироги и пряники, варили кисель. В этот день нет поста, поэтому православным позволяется любая пища. В храмах на Троицу совершается Божественная литургия, а сразу после нее - вечерняя. Во время нее читаются коленопреклоненные молитвы. Священнослужители просят о даровании благодати всем присутствующим, о ниспослании премудрости и разума верующим.

После богослужения люди садятся за праздничный стол, приглашают гостей, дарят подарки и поздравляют друг друга. По традиции, в этот день было принято свататься. Считалось, что если сватовство произойдет на Троицу, а свадьба на Покров - молодую семью ждет счастливая жизнь.

Как отмечается в других уголках мира Троица? Традиции, обычаи, обрядыразных стран объединяет праздничное богослужение. А в Англии даже проводятся религиозные шествия в этот день. В Италии разбрасывают лепестки роз из-под потолка храма. Во Франции во время богослужения дуют в трубы, что символизирует сошествие Святого Духа.

Народные обычаи на Троицу

По народным преданиям, на Пятидесятницу просыпаются русалки. В связи с этим у деревенских жителей существует несколько обычаев.

  • В селах делали чучело русалки, водили вокруг него хороводы во время гуляний. Затем его разрывали на мелкие части и разбрасывали их по полю.
  • Перед сном женщины пробегали по селу с помелом, чтоб уберечься от русалок.
  • Одну девушку переодевали русалкой, выводили ее в поле и бросали в жито. После чего все разбегались по своим домам.

Какими еще народными практиками славна Троица? Традиции, обычаи, обряды заключались в том, чтоб отогнать нечистую силу от ворот дома. По легенде, в этот день просыпался водяной, и деревенские жители жгли костры вдоль берега, чтоб отвадить нечисть.

Большое внимание уделялось украшению дома. Только ветки клена, березы, рябины, дуба могли защитить людей, даровать им силу и здоровье.

Еще один обычай заключался в том, чтоб оросить своими слезами ветви и цветы, которые находились в храме. Девушки и женщины старались посильнее расплакаться, чтоб капли слез попали на зелень. Такой способ помогал предкам избавиться от летней засухи и осеннего неурожая.

Первый день

Все праздничные мероприятия делились на 3 дня. Первый именовался Зеленым воскресеньем. В этот день иконы украшались ветками берез, произносилась специальная молитва на Троицу.

Народные гуляния устраивались в лесах, полях. Люди водили хороводы, играли, пели песни. Девушки плели венки и спускали их по реке. Такое гадание помогало узнать, какая судьба ждет в ближайший год.

Люди поминали усопших родственников. На кладбище обметали кресты и памятники березовым веником - чтоб отогнать злых духов. Оставляли на могилках угощение почившим. В эту ночь, по народным сказаниям, снились вещие сны.

Второй день

Клечальный понедельник - второй по счету день празднования Пятидесятницы. Люди с утра торопились в церковь. После богослужения батюшки ходили по полям с благословениями. Это делалось для того, чтобы защитить урожай от засухи, ливней и града.

Третий день

Богодухов день больше всех отмечают девушки. Они устраивают гуляния, игры, гадания. По народной традиции, проводится забава - «Водить Тополю». Самую красивую девушку наряжали, украшали зеленью и венками - она играла роль Тополи. Затем молодежь водила Тополю по домам, и каждый хозяин одаривал ее вкусным угощением или подарком.

Символ праздника

До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше - таким образом привязывая к себе его мысли и думы.

Небольшую березу во время гуляний украшали лентами, влетали в нее цветы. После хороводных песнопений срубали ее и начинали триумфальное шествие по деревне. Нарядную березу обносили вокруг всего села, привлекая удачу к его жителям.

Вечером с деревца снимали ленты и устраивали традиционное жертвоприношение. Ветки «хоронили» в поле, а саму березу топили в водоеме. Так люди просили о ниспослании обильного урожая и защиты у духов.

На Троицу собирали раннюю росу - она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни. А что нельзя делать в Троицу?

Что запрещается делать на Пятидесятницу

В этот праздничный день категорически запрещалось работать в огороде или по дому. Поэтому рачительные хозяйки проводили генеральную уборку до Троицы. А в сам праздник только украшали дом и готовили обильное угощение.

Какие еще существуют запреты? Что нельзя делать в Троицу?Все ремонтные работы по дому лучше всего оставить на другой день. Нельзя шить. Запрещается мыть, стричь или красить голову.

В этот день нельзя думать о плохом или говорить о ком-то в негативном ключе. Запрещено купаться - иначе в ближайшее время ослушника ждет смерть (по одной из версий, его защекочут русалки). А тот, кто остался живым после купания на Троицу, объявлялся колдуном.

Не стоит обижаться, ругаться в этот день - светлым праздником является Троица. Приметы и обычаи (что нельзя ичто можно делать) - все сводится к молитве и добрым словам. Троица - праздник обновления жизни, поэтому только позитивом следует окружать себя в этот день.

Родительская суббота

За день до Троицы начиналась Люди ходили на кладбище, поминали усопших родственников.

С давних времен в родительскую субботу готовился поминальный ужин - для почившего ставили столовый прибор. Умершего приглашали на угощение.

В этот день топили баню. А после того, как вся семья помылась, оставляли воду и веник для почивших.

В Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц, просят упокоения их душам. Читается на Троицу.Но Святая церковь утверждает, что это заблуждение - самоубийцы не смогут найти упокоения после смерти. Поэтому только в домашней молитве можно просить о них.

Приметы на Пятидесятницу

Поверьями и приметами богата Троица. Обычаи и традициипраздника несут в себе множество проверенных веками предзнаменований.

  1. Дождь на Пятидесятницу - к обилию грибов и близкому теплу.
  2. Если береза на третий день после праздника свежа - к мокрому сенокосу.
  3. На Троицу сватаются, на Покров женятся - к любви и согласию в семье.
  4. Для привлечения богатства в дом надо обмести несколько
  5. Жара на Троицу - к засушливому лету.

Вся неделя празднования называлась Русальной неделей. Особенно важным считался четверг - в этот день русалки старались заманить людей в воду. Поэтому по вечерам люди старались не выходить из дома. Запрещалось купаться всю неделю. И обязательно следовало носить с собой полынь - эта трава отпугивала нечисть.

В наши дни на природе, с песнями и весельем, отмечается праздник Троица. Обычаи, приметы давних времен становятся неактуальными и постепенно исчезают. Но до сих пор люди украшают зеленью свои жилища, чтобы царили в нем мир, покой, счастье, здоровье и достаток. А девушки несут венки к водоемам и, затаив дыхание, пускают их на воду: куда поплывет веночек, оттуда и суженого ждать, а коли к берегу прибьется - знать, не судьба в этом году замуж выйти...

В истории российских праздников прослеживается одна любопытная черта: практически каждая знаменательная дата сопровождается как «официальными», так и народными традициями. Например, многие обычаи и обряды на праздник Троицы на самом деле возникли гораздо раньше, чем на Русь пришло христианство.

Интересно, что некоторые из них сохранились до сих пор. Тогда как же отмечать Троицу, какие обряды и ритуалы можно выполнять? Об этом расскажем прямо сейчас.

Обрядов на Троицу действительно существует очень много – десятки традиций этого праздника дошли до нас из глубины веков. Многое станет понятным, если мы ненадолго уйдем в историю. Православие, как известно, начало распространяться с 10 века. А до этого наши предки жили по собственному календарю, богатому на свои события.

Сегодня мы называем это язычеством, но раньше культ составлял предмет священной веры. Народные обряды и ритуалы были обязательны для выполнения каждым членом общины. Год начинался весной, с наступлением сельскохозяйственного цикла.

А когда весна уступала свое место долгожданному лету, славяне отмечали так называемую Русальную неделю. Считалось, что в это время души умерших предков окончательно покидают земные пределы и уходят в иной, более прекрасный мир.

А еще верили, что в это время из водоемов выходили прелестные русалки и водяные. Своими заманчивыми взглядами они пленяли путников и случайных прохожих, которые оказывались неподалеку от рек и озер.

Если поддаться соблазну, русалка могла утащить беднягу на дно своего водного мира, что означало верную погибель. Вот почему даже до наших дней дошел такой обычай на праздник Троицы: считается, что мыться и купаться в этот день категорически запрещено.


Но ведь русалка – это почти та же девица, только с рыбьим хвостом. Возможно, она поймет загадочную женскую душу, и подскажет ей, где найти суженого, и как скоро она встретит его на своем жизненном пути.

Вот почему многие обряды и ритуалы на Троицу связаны с гаданием на любовь. Есть и свои денежные приметы, погодные признаки и другие традиции, как праздновать Троицу. Конечно, все они имеют отношение только к народным представлениям, но все равно вызывают неподдельный интерес многих людей.

Ну а потом история начала развиваться по православному вектору. В обиход вошел и праздник Троицы (его еще называют Духов день, потому что верующие отмечают сошествие Святого Духа на землю). Однако народные традиции не канули в лету – они продолжили развиваться и к тому же причудливо переплелись с традициями церковными.

Вот почему сегодня можно получить целый список из ответов на вопрос, какие обряды делают на Троицу. Несколько примеров таких ритуалов подробно описаны в следующем разделе.

Что делать на Троицу: обычаи и обряды

Итак, какие же обряды и приметы праздника дошли до наших дней? Иными словами, с какими традициями мы можем соприкоснуться и сегодня, в 21 веке?

Ритуалы для здоровья

Разумеется, здоровье – это основа основ, и наши предки уделяли этому вопросу очень много внимания. Практически на каждый праздник выполнялись свои обряды, чтобы подзарядиться здоровьем на целый год. Например, на Крещение купались в проруби, а в легонько ударяли друг друга веточками ивы.

Что же касается Троицы, то и в этот день существовала такая интересная традиция: примета гласит, что нужно обязательно погулять под дождем (если он выпадет). Во-первых, он и сам по себе является добрым знаком.

А главное – силы прибавит, чтобы можно было исполнить все свои мечты. Еще для здоровья считалось полезным прогуляться по утренней росе. Если ее выпадало особенно много, считалось, что весь год будет благополучным.


Также народные приметы на Троицу гласят, что в этот день нужно непременно насобирать целебных трав и цветов. Растения в такие часы обладают особой чудодейственной силой, поэтому если засушить их впрок, а потом использовать для приготовления лекарственного чая, они помогут сохранить здоровье и вылечить болезни.

Зелень на Троицу: символ праздника

Интересно, что Троица вообще тесно связана с зеленью, ведь недаром ее иногда называют Зеленым воскресеньем. Дело в том, что смысл праздника связан с чудесным событием – сошествием на землю Святого Духа, которое состоялось на 50 день после Пасхи (вот почему эту дату нередко также называют Пятидесятницей). Это событие ознаменовало наступление благодатного времени, которое продолжается и по сей день: теперь каждый человек может искренне покаяться перед Богом и получить прощение всех своих грехов.

Дух Святой – это сила животворящая, третье лицо Бога. И неслучайно празднование дня Троицы выпадает как раз на конец весны – начало лета.

В это время даже в северных широтах нашей страны распускаются юная листва на деревьях, в полях начинает вырастать свежая трава, а на юге и вовсе снимают первый урожай кое-каких культур (например, того же редиса). Вот и получается, что с незапамятных времен символом, если угодно, цветовой темой дня стала зелень и все, что с ней связано.


Поэтому на Троицу всегда срывают молодые березовые ветви и освящают в церкви. Примета гласит, что их нужно непременно принести домой и положить рядом с иконой. Веточки освященной березы лучше сохранить на целый год – тогда они будут оберегать дом от неприятностей и помогут сохранить доброе здоровье всем членам семьи.

Считалось также, что березовые ветви могут предсказать, каким будет сенокос. Их втыкали в землю и наблюдали в течение трех дней:

  • Если ветви засыхали за это время, то и сено удастся запасти вдоволь.
  • Если ветки оставались зелеными – возможно, будут обильные дожди, и с заготовкой сена возникнут трудности.

Обряды и гадания на любовь

А еще есть несколько обычаев и примет на Троицу, связанных с гаданиями на суженого. Прежде всего, нужно сказать, что с сошествием Святого Духа исторически совпало еще одно событие, которое осталось в народной памяти еще с языческих времен. В это же время наступает Русальная неделя.

Но наряду с мистикой, русалка может и дать что-то хорошее – например, ответить на девичьи вопросы о суженом. Поэтому одно из распространенных поверий на Троицу связано с гаданием на судьбу.

В этот день девушки плели венки из полевых цветов и пускали их по воде: пусть русалка примет подарок и хотя бы намекнет на будущее:

  • Утонул венок – жди испытаний, поплыл – вскоре встретишь любимого человека, с которым сложится прекрасный брак.
  • Остался у берега – пока рано мечтать, попробуй на следующий год или по крайней мере на Рождество.
  • А если поплыл против течения – скоро будут такие крутые перемены, что жизнь разделится ровно на две половины: «до» и «после». Конечно, это будут удачные, благоприятные события.


Кстати говоря, венки можно запускать не молча, а проговорив такие слова:

По полю девки ходят, букеты носят, венки плетут да в воду бредут. Суженый, ряженый, ты венок слови, мне принеси. Во веки веков. Аминь.

Сразу после бросания венка нужно быстро отправиться домой, по пути не оборачиваться назад и ни с кем не разговаривать, в том числе и по телефону. Вообще этот обряд довольно интересен и уж точно произведен определенное впечатление. Ведь остаться наедине с собой, да еще и помолчать хотя бы пару часов – полезная процедура, которая, возможно, поможет, немного иначе взглянуть на свою жизнь.

А еще есть такая интересная примета Святой Троицы на любовь. Девушке нужно обязательно остаться дома одной (неважно – утром, днем или вечером), открыть форточку, подойти поближе к окну и прошептать:

Раб (имя) иди ко крыльцу, к моему дворцу, к моим сеням, к моему порогу, по моим следкам. Я тебя никому не отдам. Слово, замок, язык. Аминь.

Разумеется, это относится к тем дамам, которые уже выбрали мужчину сердца или по крайней мере точно представляют себе, кого бы они желали видеть рядом. Этот заговор читают 9 раз подряд, после чего опять же нужно немного побыть в безмолвии и дать полный простор для своей фантазии. Искренние мечты и душевные порывы имеют чудесное свойство сбываться.

Также в Троицу девушки обращали внимание и на знаки судьбы. Например, одно из суеверий на Троицу связано с приметой, когда в дом приходит незнакомый человек – путник или случайный прохожий. Его нужно встретить по высшему разряду, потому что это сулит хозяину дома счастье. Девушка, например, может встретить своего суженого.

Но самое интересное, если именно на Троицу девице будет сделано предложение руки и сердца (раньше домой приходили сваты, ну а теперь, как мы знаем, все стало значительно проще). Можно без раздумий соглашаться – а еще лучше подгадать так, чтобы пожениться на Покров (1 октября по старому стилю и 14 октября – по новому). Тогда отношения сложатся на редкость удачно, а брак будет счастливым.

Заговор на венок

Еще немного о венках. Их можно не только пускать по воде. Зелень, березовые ветви, трава и полевые цветы – это непреходящие . Интересно, что даже среди священников принято облачаться в нарядные зеленые одеяния в этот день, поэтому служба выглядит особенно красиво.

А девушки могут сплести и другой венок из любого натурального материала и освятить его в церкви. Затем принести домой, повесить на икону или положить на самое лучшее, видное место в доме, после чего остаться в одиночестве и произнести такие слова:

Не молясь ложуся спать и не перекрестясь, Господи, прости Христос. Под голову кладу венок из святых трав.

Как эти травы в венок свивались-переплетались, так и пусть раб Божий (имя) вокруг меня рабы (имя) вьется-увивается, как венок будет вянуть и сохнуть, так пусть сохнет-горюет он по мне, Божьей рабе (имя), едой не заедает, питьем не запивает, гульбой не загуляет; при пире он или при беседе, в поле он или в доме — не сходила бы я с его ума-разума.

Будьте слова мои крепки и лепки, крепче камня и булата, острого ножа и борзометкого копья. А ключ моим словам и утверждение, и крепость крепкая, и сила сильная в небесной высоте, а замок в морской глубине.

Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

После этого нужно положить венок под подушку и поспать так ночь. Возможно, это и не совсем удобно, зато мечта непременно сбудется. Затем заговоренный венок ни в коем случае нельзя выбрасывать – его засушивают и хранят в любом месте ровно год.

Обряды на богатство

Вообще с венком из зелени и полевых цветов связано довольно много народных примет, обычаев и традиций на Троицу, поэтому его можно считать не только символом праздника, но и своеобразным неодушевленным героем этого дня.

Если хочется заручиться покровительством небесных сил и прожить год в достатке, освященный венок нужно принести домой вместе со святой водой. Ею опрыскивают каждый угол (по часовой стрелке), и причем в каждый угол кладут 1 или несколько монеток. При этом произносят такие слова:

Троица Святая, в помощь нам данная, не буду я лениться, буду трудиться. За это пусть злато ко мне в дом льется.

После того, как венок высохнет, его надо спрятать в недоступное для других место и хранить в течение всего года.


А еще среди примет на Троицу, связанных с богатством, есть и такие простые знаки, как например, увидеть радугу на небе или попасть под обильный дождь. Это сулит благоприятные события, здоровье и достаток на весь год. Ну а если в дом придет какой-то путник, пусть даже малознакомый гость, встретить его полагается очень тепло, тогда сделанное добро непременно вернется.

И еще одна интересная примета на здоровье, настоящий народный обычай, связанный с Троицей – раздача милостыни, которую нужно сделать на следующий день, в понедельник. Сначала нужно зайти в церковь, помолиться или даже послушать службу, если позволяет время.

А затем просто раздать всю мелочь, которая осталась по карманам и в кошельке. Это оградит от многих неприятностей, а главное – поможет сохранить здоровье. Конечно, обряд добровольный, и делать его нужно бескорыстно, иначе результата не будет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Троица отмечается не один, а целых три дня: в воскресенье, понедельник и вторник. Причем понедельник получил название Духова дня – его также называют днем Святого Духа.

В народных поверьях распространилась примета, будто именно в этот день отмечаются именины земли. Поэтому многие люди отправлялись в это время на поиски… клада. Считалось, что хорошему человеку земля непременно откроет свою драгоценную тайну.

В наши дни можно просто попытать счастья – например, купить лотерейный билет. Кто знает – кому удача улыбнется именно сегодня?


Троицкая суббота: вспомните об усопших

Как ни странно, но праздник Троица связан со многими обычаями и приметами по поминанию умерших. Казалось бы, где связь между сошествием Святого Духа и воспоминанием усопших?

Ответ на этот вопрос можно найти, если приоткрыть для себя завесу тех далеких времен, когда в народно среде гармонично уживались не только христианские, но и языческие традиции.

Как уже говорилось, празднование этого торжества совпадает с наступлением Русальной недели. Наши предки полагали, что эти дни знаменательны не только выходом русалок из природных водоемов, но еще и отходом душ умерших предков. Дело в том, что раньше начало нового года отмечалось не 1 января, а с наступлением сельскохозяйственного цикла.

Поэтому время Троицы – это пора обновления, когда новый год окончательно вступает в свои права. А души всех умерших за прежние 12 месяцев, наконец, уходят в свою небесную обитель, т.е. покидают нашу грешную землю. Вот почему в день Святой Троицы существовала и существует примета, согласно которой нужно обязательно отправиться на кладбище и навести там полный порядок.

Правда, отношение православной церкви к такой традиции не слишком благосклонное: считается, что на могилу лучше все же сходить в другой день. Если подумать чуть более глубоко, с этим мнением можно согласиться.

Дело в том, что Троица – это праздник животворящей силы Господа, который по своей милости не только пожертвовал единственным Сыном Иисусом Христом, но еще и послал Святого Духа в помощь каждому человеку. Понятно, что торжество это светлое, и в палитре эмоций в такой день просто не должно оказаться темных красок.

К тому же накануне праздника предусмотрена специальная – вот тогда и можно сходить на кладбище. А в саму Троицу лучше сходить в церковь, проникнуться светлыми чувствами, а затем провести день со своими близкими, сходить в гости и заняться какими-то добрыми, приятными делами.

Что готовить на Троицу по обычаю: праздничный стол

Любой церковный праздник считался на Руси большим событием, и к нему готовились заранее – чуть ли не за неделю или даже за месяц. Накануне Троицы хозяйки до блеска натирали полы, приводили весь дом в порядок.

И, конечно, нужно было еще побеспокоиться и о блюдах, которые подавались к праздничному столу. Традиционное меню на Троицу обязательно включало яичницу – это символ самой жизни, а еще – солнца, лета, всего доброго и светлого.

Также на стол подавали много овощей и фруктов, их можно было кушать как сырыми, так и приготовленными в составе любого блюда. Уместно сделать легкое рагу с диетическим мясом, приготовить тушеную капусту с яблочками или болгарскими перцами. Конечно, наши предки обожали пироги – их подавали с несколькими начинками: как по отдельности, так и в смеси.


На десерт полагались медовые коврижки – сегодня, кстати, мы вполне можем заменить их вкуснейшими домашними медовиками. И еще один обязательный пункт меню – блины. Сделать можно простые блинчики или с припеком (с луком, яблоками, сыром или даже фаршем).

Одним словом, на столе в Троицу должно быть красиво, ярко, празднично. Предполагается подавать только легкие, диетические блюда: обилие жирного, жареного, копченого – не самый лучший выбор.

Более того: этот праздник символизирует окончательное наступление лета. А лето в России – это пора отпусков и пляжных сезонов. Так что будем следить за фигурой и здоровьем, ведь вкус и пользу блюда вполне можно совместить.

Как сегодня относиться к народным обрядам на Троицу

Велика и богата история обычаев и традиций Троицы в России. Нам, людям 21 века, многие из этих поверий покажутся милой, доброй сказкой.

Конечно, в век науки и технического прогресса языческие предания стали частью народного фольклора и заняли свое место на полке с надписью: «Сказания и легенды славянских народов». Надо сказать, что и церковь весьма неодобрительно относится к выполнению подобных ритуалов, чтению заговоров и тем более гаданиям.

Однако традиции празднования Троицы жили и продолжают жить как в России, так и во многих других странах, поэтому возникает закономерный вопрос о том, можно ли вообще выполнять их сегодня? Ответ неоднозначный.

Человеку верующему достаточно и своих «способов» соприкосновения с Чудесным. Религиозные люди молятся, общаются с Господом и искренне просят его о своих нуждах.

С другой стороны, кому-то из нас поможет как раз народная примета или даже гадание. Основной смысл любого обряда – настроиться на нужную волну, открыть свое сердце чему-то невидимому, но не менее реальному, чем физический мир. И если человеку легче получить свою заслуженную порцию вдохновения именно таким образом, то почему бы не задействовать «народный» способ?

Эту ситуацию можно сравнить со строительными лесами. Пока работники возводят здание, вокруг него стоят деревянные конструкции, которые портят весь вид, но зато помогают строителям добраться до всех уголков. Придет время – и леса уберут. Тогда и дом предстанет перед нами во всей своей красе.

Пусть кто-то начал свое путешествие в мир чудесного с не совсем «правильного» метода. Главное – идти по этой бесконечной дороге длиною в жизнь и твердо верить в добрые перемены.

В этом материале вы узнаете, когда отмечают праздник Троицы в 2019 году, а также сможете ознакомиться с самой актуальной информацией о традициях, приметах и запретах праздника.

Оценка

В календаре праздников июня есть особенная дата: это праздник Троицы . В 2019 году Троицу отмечают 16 июня. Этот день имеет давнюю историю, которая также тщательно переплетена традициями, которые имеют большую любовь в народе.

Что можно делать на Троицу

Христиане должны стараться использовать выходной день не только для , но и для того, чтобы вспомнить сошествие Святого Духа на апостолов — после него ученики Господа заговорили на разных языках и разошлись по всему миру, чтобы рассказывать о Иисусе Христе. Как раз на праздник Троицу можно собраться всей семьей за большим столом — каких-либо ограничений в пище в этот день нет.

Что нельзя делать на Троицу

Что можно делать на Троицу в году мы уже рассказали, и сейчас пришло время узнать, чего нельзя делать на Троицу. В народе много разговоров ходит о том, чего нельзя делать на Троицу. Многие из запретов вызывают улыбку, ведь они связаны с язычеством и не имеют никакого отношения к святому празднику. Говорят, что на Троицу нельзя выполнять физическую работу, а также убирать дом, шить или затевать большую стирку. Подобная деятельность не является греховной, но считается, что бытовая суета не должна отвлекать нас от главной сути праздника.

Молодых родителей интересует вопрос о том, можно ли крестить своего ребенка на Троицу . Определенных запретов на крещение в этот день нет, но из-за того, что в церкви будут происходить праздничные службы важную процедуру могут перенести на более подходящий период. Поэтому лучше сразу планировать крестины не на праздник Троицы.

О том, можно ли на Троицу ходить на кладбище , говорят не умолкая. Но все единогласно сходятся на мнении о том, что в этот день стоит ходить в церковь, а для кладбища выделяют специальные поминальные дни.

Обряды на Троицу и плетение венков

Раньше в этот день принято было устраивать массовые гуляния — такая программа была частью обрядов на Троицу. Молодые люди пели песни, водила хороводы, разжигали костры и даже гадали. В этот день юноши со всей серьезностью присматривали себе невест. Но стоит заметить, что и девочки могли выбрать себе в этот праздник жениха. Для этого все незамужние девушки плели венки на Троицу и надевали их на голову тому, кто был им мил. Такой обряд на Троицу считался своего рода помолвкой.

Троица. Народные обычаи и традиции празднования Троицы.

День Святой Троицы , Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.

В День Святой Троицы в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году . После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы:
- о Церкви;
- о спасении всех молящихся;
- о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»).
Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По русской традиции, пол храма и домов верующих в День Святой Троицы устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями , а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Троица — очень красивый и любимый в народе праздник.

Василий Игоревич Нестеренко (род. 1967) Троица.

Абакумов Михаил Георгиевич. На Троицу. 2005 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927). Крестный ход. 1915 г.



Верещагин Василий Васильевич. Троицын день. Село Коломенское.

Обряды на Троицу

Троицын день — один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками . В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик (седьмой четверг после Пасхи за два дня до Троицы), Троицкую субботу, Троицын день. В целом праздники назывались «Зелёными святками» . Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации, поминание утопленников или всех умерших.

Суходольский Петр Александрович. Троицын день.

У славянских народов праздник Святой Троицы также тесно связан с проводами весны и встречей лета:

  • На троицкой (семицкой) недели девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ними дом снаружи и изнутри .
  • В четверг (на следующий день) детей утром кормили яичницей , которая тогда была традиционным блюдом: оно символизировало яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу : ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.
  • В субботу накануне дня Святой Троицы у славян один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем .
  • В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу . Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться. После того, как березу разовьют - повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по деревне. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле.

Традиции на Троицу

Как повелось в России православные праздники тесно переплетаются с народными традициями:

Так, выходя из церкви, люди старались захватить траву из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и использовали как обереги.

Прекрасная традиция на Троицу украшать дома и храмы ветвями, травой, цветами живет не первое столетие. Обряд украшения на Троицу неслучаен. Зелень символизируют в народной традиции на Троицу - жизнь. Украшая по традиции дома на Троицу ветвями, травами и цветами, люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов, согласно народным традициям, используются ветки березы . Можно сказать, что праздник Троицы без березы — то же самое, что празднование Рождества без елки. В тоже самое время в некоторых местностях традиция украшать дома и храмы на Троицу может несколько отличатся и для украшения могут быть использованы дуб, клен, рябина...


Вострецова Анастасия (род. 1981) Праздник Троицы.



Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942) Троицын день. 1881 г.

Неизвестный художник середины XIX века Троицын день в Красном селе близ Москвы 1840-е

Дыдышко Олег. Праздник Святой Троицы.

В народе Троица почиталась за большой праздник , к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Пикник 1920 г.

Сычков Федор Васильевич. Танец.

Девушки надевали самые лучшие свои наряды , нередко сшитые специально к этим праздникам. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа — так называемые «невестины смотрины» . С давних пор считалось хорошей приметой свататься на Троицу . Свадьбу играли осенью, на праздник Покрова Богородицы. Многие до сих пор считают, что это помогает семейной жизни: сосватанные на Троицу, дескать, будут жить в любви, радости и богатстве .

Журавлев Фирс Сергеевич (1836-1901) Троицын день. 1887 г.



Максимов Василий Максимович. (1844 - 1911) Сборы на гулянье.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Троицын день 1920 г.

В этот день для девиц пекли козули - круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом составляли обрядовую трапезу , которую девушки устраивали в роще после завивания березки, то есть украшения ее ленточками, цветами, плетения венков из ее тонких ветвей.

Через эти венки девушки кумились - подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться. Для обряда кумования завивали вершины двух березок , переплетали их между собой. Затем девушки разбивались по парам и проходили под этими березками, обнимались и целовались. Покумовавшись, они становились в один большой хоровод и пели троичные песни. После шли к реке. Когда подходили к речке, все бросали свои венки в воду и по ним ворожили на будущую судьбу . После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие, песни.

Алексей Иванович Корзухин. Девичник. 1889 г.


Михаил Боскин. Хоровод. 1910 - е гг.



Елена Юркина. Хоровод на Троицу.




Современная федоскинская лаковая миниатюра. Хоровод.

Что нельзя делать на Троицу - народные поверья

С Троицыными днями в народе был связан целый цикл поверий и запретов, нарушать которые было строго запрещено под угрозой несчастий:

  • на Троицу нельзя было делать березовые метлы;
  • в течение недели запрещалось городить забор или ремонтировать бороны, чтобы «не рождались домашние животные уродливого вида»;
  • категорически запрещалась работать и в первые три дня Троицы - однако готовить угощение можно, а также приглашать на праздничную трапезу гостей;
  • нельзя было ходить в течение недели в лес, купаться - купаться в Троицын день нежелательно, поскольку, как считали наши предки, что день Троицы принадлежит русалкам - искупаешься, верили древние славяне, пойдешь ко дну. Начиная с «Зеленых Святок» и до Петрова дня (12 июля) русалки выходят из омутов, прячутся в лесах, на деревьях, своим смехом завлекая путников.

Приметы на Троицу

Есть и другие поверья и традиции на Троицу. Давайте теперь узнаем, какие в день Троицы есть приметы.

  • Если на Троицу пойдет дождь, значит, жди урожая грибов.
  • Цветы и лечебные травы, собранные в такой день считаются целебными и способны вылечить любой недуг.
  • Считается, что с понедельника - дня Святого Духа заморозков уже не будет, наступают теплые дни.
  • В день Святого Духа принято раздавать всю мелочь нищим, тем самым ограждая себя от невзгод и болезней.
  • Существовало и такое поверье, честный человек мог найти клад, как бы услышав его зов из глубин земли.
  • Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой , что отразилось в обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

Празднование Троицы

Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями.




КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Сельский праздник. 1919 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Праздник в деревне. 1917г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Гулянье на Волге. 1909 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Гулянье. 1910 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Загородная прогулка. 1918 г.

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878-1927) Летний праздник. 1923 г.

Третьяков Алексей Николаевич. Праздник в деревне летом (Гуляние, Троицын день)



Саврасов Алексей Кондратьевич. Хоровод в селе. 1873 - 1874 гг.



Степанов Алексей Степанович. (1858 - 1923) Хоровод.

Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния на Троицу.

День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, окончательно просыпается природа, начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый.

Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.

К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.

И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.

Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. Они даже подумали, что говорившие люди пьяны. Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «...мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:14-18).

Точно так, как говорил Петр, и произошло. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме...

В материале использована репродукция картины К.Лебедева "Сошествие Святого духа"

Paskha.ru

Традиции празднования Троицы на Руси

Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их черезnull крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

Троица - Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.

Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Все было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь является желанным гостем непритязательной сельской молодежи, по преданию - выплачивающей весеннюю дань памятным пережиткам прошлого. В Тульской губернии семицкая березка до сих пор даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало - целоваться при прохождении под этою самой березкою.
Семик - преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник. nullВ Поволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою - начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья.

Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести - вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, - в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира - языческий с христианским. Игрища, устраивавшиеся в честь языческих божеств, в Польше существовали даже и по истечении пяти веков с принятия христианства; по словам польского историка Длугоша.

Длугош - известный польский историк, живший в XV-м веке. Он родился в 1415-м году, по образованию - питомец краковского университета; по окончании курса (диалектики и философии) был секретарем оржевского епископа - будучи при этом посвящен в сан каноника. С 1448 года началась его дипломатическая карьера, приблизившая его к королевскому двору. С 1467 года на Длугоша был возложен труд обучения королевских детей. Перед смертью он был избран в архиепископы, но смерть опередила посвящение его в этот сан: он умер в 1480-м году. Во все время своей дипломатической и педагогической деятельности он ревностно трудился над историческими памятниками родины. Из трудов его - самый капитальный «История Польши», доведенная «от баснословных времен» до третьей четверти XVI-ro столетия. Вся история польского народа исследуется Длугошем - как предмет прославления Польши и урок служения государства Церкви и ее задачам] они назывались «Стадом». В Литве они существовали еще дольше. На Белой Руси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обычаях вообще и связанных с празднованием Троицына дня наособицу.

Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». В Черниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгоняли - целой деревнею - парни и девушки. В Спасском уезде Рязанской губернии следующее за Троицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаются здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».

В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. Так сообщалось, что в Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем - с песнями - уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется - «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

Многие из описанных обычаев уже исчезли, иные - видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. Троицын день во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов - впереди, а бояре и окольничие - сзади государя. Постельничий со стряпчими нес «стряпню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» - от дождя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор - в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого «во все колокола с реутом»; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. Смешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и - как говорилось в то время - «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу», приветствовавшему его радостными кликами, и - в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.

На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-nullхороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов - как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу «Семика честного» и Троицы - Зеленых Святок.

Народные обычаи и приметы на Троицу

Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где nullрасстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Народные приметы на Троицу

На Троицу дождь - много грибов, к теплой погоде.

Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили:"С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет".

"Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".

Loading...Loading...