Во что поиграть с 4 месячным ребенком. Развивающие игры для детей четвертого месяца жизни

4 месяца – это так мало. Для взрослого человека. За 16-18 недель невозможно даже в совершенстве овладеть каким-то видом спорта или игрой на музыкальном инструменте. А посмотрите-ка, чего добился ваш малыш! Это не тот кулечек, что вы принесли из роддома, это уже полноценный человечек! Как развивать ребенка в 4 месяца, чтобы он был умным, здоровым и радовал маму и папу счастливой улыбкой?

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Вашего кроху уже почти перестали беспокоить колики и газы, и у родителей есть небольшая передышка перед новым серьезным испытанием – прорезыванием зубов. Теперь можно направить все свои силы на разностороннее развитие ребенка, при условии, что он здоров и его психическое и физическое развитие соответствует возрасту. Это точно подтвердит педиатр, но приблизительно оценить эти параметры можно и в домашних условиях, если вы внимательны и наблюдательны.

Угасание рефлексов новорожденности

Теперь у ребенка развиваются приобретенные навыки, а безусловные рефлексы угасают. Это свидетельствует о том, что кроха развивается нормально. Проведите небольшие тесты на определение угасания рефлексов периода новорожденности:

Рефлекс Галанта

Новорожденный изгибает спинку, если указательным пальцем провести вдоль позвоночника малыша сверху вниз, и слева и справа от средней линии позвоночника на расстояние до 1 см. На пятом месяце этот рефлекс должен отсутствовать.

Хватательный рефлекс Робинсона

На смену ему приходит целенаправленное захватывание и удержание предметов.

Рефлекс сжимания пальцев ног

Новорожденный при массаже стоп подгибал пальчики внутрь, сейчас же он должен разводить их веером.

Рефлекс Моро

Когда кроха лежит на спинке, вы хлопаете ладонями по поверхности, где расположен «тестируемый» в стороне на уровне головки. Если раньше младенец резко разводил ручки в стороны, а потом сводил так, словно обнимал сам себя, на пятом месяце жизни этот рефлекс если не угас окончательно, то заметно ослаб.

Рефлекс Бауэра

Должен угаснуть и рефлекс Бауэра: если новорожденный малыш в позе на животе ощущал опору пяточкам (ладонь взрослого, намеренно подталкивающую), то пытался оттолкнуться и отползти. Сохранение этого рефлекса после 5-6 месяцев говорит о патологии развития ЦНС малыша.

Краткая таблица навыков (физические, эмоциональные, слуховые, зрительные, речевые)

Что же должен уметь четырехмесячный малыш: таблица средних показателей нормального развития:

Навыки:
физические
  • Твердо удерживает, находясь в вертикальном положении и лежа на животе голову
  • Переворачивается с живота на бок и на спину
  • Лежа на животе, приподнимает грудь, опираясь на согнутые в локтях руки
  • При попытке придать ему вертикальное положение с опорой ног, переносит на ноги часть веса
  • Удерживает погремушку кончиками пальцев и у основания
эмоциональные
  • Осознанно улыбается
  • Активно реагирует, демонстрируя комплекс оживления при виде знакомых лиц
  • Восторженно смеется
  • Возражает протестующим плачем при попытке взрослого у него отнять игрушку
слуховые
  • Поворачивает голову в сторону звука
  • Различает положительную и отрицательную интонацию голоса (на радостный и приветливый голос – улыбается, на громкий, угрожающий реагирует настороженным взглядом или плачем)
  • Узнает знакомые песенки и приговорки, активно прислушиваясь к ним
зрительные
  • Обращает внимание на маленькие предметы
  • Провожает взглядом предмет, перемещаемый перед его лицом по дуге на расстоянии около 15 см с одной стороны на другую
речевые
  • Произносит некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания, издает фыркающий звук

Детки, опережающие свое физическое развитие, могут демонстрировать еще немало навыков и умений – в таблице отображены усредненные значения.

Рост и вес ребенка 4 месяцев (Россия и ВОЗ)

ВОЗ и отечественная педиатрия несколько расходятся во взглядах на то, каков нормальный рост и вес четырехмесячного ребенка. Различие состоит в диапазоне данных параметров (у ВОЗ нижняя граница ниже, а верхняя выше, чем у России).

Данные параметры являются среднестатическими, и, в первую очередь, зависят от исходных параметров при рождении, от течения беременности и правильности течения родов, а так же от генетической предрасположенности.

Анна, мама пятимесячной Дарины: «Дочка родилась крупной, 4,2 килограмма! В 4 месяца весила 8,5! Доктор нас ругала, корила ожирением! А что же поделать, если все в семье немаленькие: и я, и муж? Вот и ребенок такой же! Никаких прикормов и докормов я Даринке не давала, только грудное молочко, но вес все равно превышает параметры».

Как помочь малышу полноценно развиваться?

Полноценное развитие нужно комплексное: четырехмесячный малыш должен развиваться разносторонне - и физически, и психически. Внося элемент игры в ежедневные занятия с крохой, вы сделаете развитие не только успешным, но и гармоничным.

Развивающие игры и упражнения

Хорошими помощниками для правильного развития станут развивающие игры для детей 4 месяцев. Как правило, специальных и строго обязательных игр не существует, как нет и строго определенного времени в режиме дня, посвященного играм. Вы можете включать элемент игры в гимнастику, массаж, купание, прогулку. Даже перед едой можно немного поиграть с крохой.

Физическое развитие (крупная моторика)

В 4 месяца у малыша уже должна быть довольно развитая крупная моторика. Это не только показатель правильного развития ребенка, но и предпосылки для развития моторики мелкой, и, как следствие, более раннего речевого развития.

К пятому месяцу у ребенка уравновешен тонус сгибателей и разгибателей ног и рук, поэтому необходимы движения для укрепления мышц конечностей. Так кроха будет скорее готов к ползанию и хождению.

Развивающие занятия хорошо проводить, когда малыш сыт (через 20-30 минут после еды) и бодр, тогда они принесут удовольствие и ребенку, и вам. Выполняя упражнения, считайте вслух: у малыша созревает слуховой анализатор и развивается чувство ритма.

«Кругом взмах!»

Это упражнение поможет укрепить суставы и мышцы рук. Исходное положение (ИП): на спинке. Свои большие пальцы вложите в ладошки крохи, чтобы он сжал их в кулачок. Осторожно разведя на счет «раз» ручки в стороны, на счет «два» их плавно поднимите кверху. На счет «три» - вытяните вперед и опустите. Повторяйте 5-7 раз.

«Велосипед»

Добавите это упражнение в ежедневную гимнастику, оно укрепляет мышцы ног и развивает тазобедренные суставы.
ИП: на спинке. Придерживая малыша за голени, поочередно сгибайте и разгибайте ножки, совершая плавные круговые движения и следя, чтоб ножки были параллельны друг другу.

«Самолет»

Это упражнение способствует укреплению мышц шеи, спины, плечевого пояса и тренирует вестибулярный аппарат.
ИП: на животе. Поднимите ребенка, поддерживая под мышками лицом вперед, а пяточками уприте в свою грудь. Полетайте по комнате.

Упражнения для 4-месячного ребенка на фитболе

«Толкалки-качалки»

ИП: лежа на спине. Удерживайте кроху за голени. На счет «раз» согните ножки в коленях, на «два» притяните их к его грудной клетке. «Три» - откатите мяч чуть назад, чтоб ножки разогнулись. Повторить 5-7 раз.

«Ладошками до пола»

ИП: на животе. «Раз» - наклоните фитбол, придерживая малыша за попку и поясницу, чтобы вытянутые ручки коснулись пола. На счет «два» вернитесь в исходное положение. Выполняйте упражнение осторожно и только если малыш хорошо держит голову и спинку ровно.


Развитие мелкой моторики

Чтобы пальчики ребенка были ловкими и сильными, могли справляться с мелкими пуговками, когда придет время идти в сад, и сделали малыша чемпионом по собиранию мозаики, уже сейчас проводите пальчиковые игры.

Доказано, что мелкая моторика, развитая с пеленок, делает малыша говоруном быстрее!

Во время зарядки по очереди поработайте с пальчиками каждой из рук. Не просто растирайте и массируйте пальчики, а приговаривайте при этом несложные стишки: это разовьет слух, память и ритмику ребенка.

В домике у мышек
Жили 5 малышек.
Один любил покушать,
Другой – стишок послушать,
А третий – вдоволь погулять,
А двое маленьких – поспать.

Уложите ладошку малыша в свою ладонь тыльной стороной вверх, чтобы пальчики оказались разогнутыми. Каждый пальчик, ухватив за кончик и с легким нажимом удерживая за ноготок и подушечку, чуть отгибайте кверху, приговаривая:

Гули-гули:
Раз – большой,
Два – смешной,
Три – красивый,
Четыре – счастливый,
Пятый – малыш,
Кыш-кыш-кыш! (сожмите в кулачок).

Пошли купаться? Не спешите погружаться в ванну полностью, поиграйте! А когда малыш станет сам сидеть в воде, совмещайте купание и пальчиковые игры.

«Рыбки-рыбки»

Поддерживая кроху под грудкой, наклоните так, чтобы одна ладошка поместилась в воду. Другой рукой ухватите ладошку ребенка так, чтобы свободно сгибать и разгибать пальчики от указательного до мизинца одновременно. Приговаривайте:

Рыбки-рыбки, малыши,
Плавничками плюх-плюх!
Хвостиками хлюп-хлюп,
И уплыли в камыши!

Проводите занятия с пальчиками аккуратно! Ребенку тяжело удерживать их разогнутыми, не вкладывайте большое усилие, чтобы разогнуть пальцы – суставы очень хрупкие!



Эмоционально-социальное развитие ребенка

Ребенку в 4 месяца общение доставляет большое удовольствие. Он не боится чужих людей и с интересом вслушивается в голоса. Ребенку нравится наблюдать за мимикой. Он с удовольствием будет ощупывать ваши нос и щеки, засовывать пальчики в вам в рот, дергать за волосы. Используйте этот интерес для игр!

«Баран-баран»

Пободайтесь с малышом лбами, поговаривая:

Рано-рано
Два барана
Повстречались на лугу.
Встали прямо
Два барана
И друг другу
Ни гу-гу…

На ручки

Учите ребенка заявлять о своих желаниях не только криком. Закапризничал? Прежде чем взять его, протяните к нему руки, поманите, заставляя протянуть ручки к вам:

Ручки-ручки! К нам идите!
Малыша скорей берите!

Уроки этикета

Уроки этикета важны уже сейчас! Учите кроху здороваться и прощаться с людьми. Каждый раз, провожая папу на работу или бабушку домой, подносите малыша к уходящему, производя определенный ритуал-игру прощания. Например, прижимаясь щечкой к щеке уходящего, а потом маша ручкой:

Пока-пока! прощайте!
Почаще забегайте!

Евгений, отец семимесячного Егора: «Я обожаю, когда сын меня встречает. Только вхожу в дверь, а Егорка у жены на руках и тянет ладошку – поздороваться. Я так здоровался с ним с рождения, когда он, наверное, еще не понимал, что я папа, и что означает это рукопожатие».

Развитие зрения

К четырем месяцам зрение ребенка отлично воспринимает цвета: лучше натуральные, природные – желтый, зеленый, красный и синий. Чистые и яркие оттенки предпочтительнее полутонов и многоцветий. Не перебарщивайте с пестротой игрушек!


Как, играя, тренировать зрение?

Возьмите небольшой яркий мячик. Положите малыша на животик, а мячик – в поле зрения крохи. Привлеките к мячу внимание ребенка, а затем перекатывайте из стороны в сторону, чтобы малыш следил за игрушкой взглядом. Можно приговаривать:

Мячик-мячик, покатись,
Каждым боком покажись!
Ах, какой красивый мяч!
Ну-ка, мама, мячик спрячь!
(можно спрятать мяч, чтобы малыш заметил отсутствие игрушки).

Концентрация внимания

Концентрировать внимание и развивать глазные мышцы поможет следующая хитрость. Отвяжите от мобиля (подвесной кроватной игрушки) все подвески и замените их невзрачными, однотонными, одного цвета (можно наполнить синтепоном кусочки капронового чулка и завязать на манер шарика). А одну игрушку привяжите яркую. Когда малыш будет наблюдать за мобилем, взгляд будет прикован только к яркой игрушке.

Неваляшка

Не только зрение, но и координацию движений развивают подвижные игрушки типа неваляшки. Дотроньтесь ручкой ребенка, качните неваляшку, и, пока она не остановится, малыш не оторвет от нее взгляда, вращая из стороны в сторону зрачками, а значит, тренируя глазные мышцы.

Прикрепите на стены в каждой комнате, где бывает малыш, яркие картинки (лоскутки, наклейки, даже воздушные шарики), и пусть даже на скучных стенах в ванной или на кухне кроха может находить яркие предметы.

Развиваем слух

Всегда говорите с ребенком!

Неважно, что он ничего не понимает в готовке борща или глажке белья: комментируйте свои действия! Только так разовьется слух и речь малыша! Очень полезно, когда говорите, прислонять голову крохи к своей щеке: он будет чувствовать движение мышц и вибрацию при произнесении звуков.

Никакой монотонности!

Слушайте и повторяйте!

Дайте ребенку высказаться, если он гулит, а затем повторите его «речь». Это приучит кроху к диалогу.

Меньше «заек», больше конкретики!

Называйте ребенка по имени, а не одними ласковыми словами вроде «солнышко, зайчонок, рыбка». Так он скорее начнет откликаться на имя и привыкнет к нему.

«Динь-динь»

Приобретите колокольчик! Потрясите им справа от головы ребенка. Когда малыш повернется на звук – переместите влево. Звоните колокольчиком из разных мест в комнате, заставляя малыша искать источник звука.

Включайте музыку

Музыка нужна не только для развития эстетического вкуса и музыкального слуха: она развивает детский слух, благотворно влияет на эмоциональное развитие, вырабатывает чувство ритма. Включайте музыку и пойте сами: это нравится всем малышам.

Развиваем речь

Как и с развитием слуха, развитию речи способствует постоянное общение с ребенком. Читайте сказки и стихи, не отнекивайтесь тем, что ребенок все равно не поймет и не запомнит!


«Мы часто и не подозреваем, что в детском мозгу с рождения отпечатываются самые обыкновенные фразы и действия его матери, - пишет японский автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука. - Так мамы, постоянно говорящие с ребенком, сильно влияют на развитие детского интеллекта».

«Ба? Или Ма?»

Закрепить произнесение конкретного слога у ребенка можно, если он часто будет это слышать. Попробуйте читать стишок, оперируя одним только слогом, но меняя интонацию. Так можно способствовать тому, что первым кроха скажет полностью то слово, которое вы от него так ждете.

«Мой голос»

Малыш гулит, лепечет подолгу? Воспользуйтесь моментом, запишите на камеру, диктофон, телефон и т.д. При случае воспроизведите запись: реакция крохи на собственный голос будет яркой!

«Мама-повторюшка»

Мы развиваем речь ребенка, активно подражая его лепету! Ведь если мама говорит, как он, то и он сможет, как мама!

Познавательное развитие ребенка 4 месяца

Познавая мир вокруг и себя, ребенок развивается гармонично.

«Познавательному детскому развитию способствуют разнообразные получаемые впечатления, - рассуждает Туревская Е.И. в «Возрастной психологии». - Взрослые, окружающие малыша, должны удовлетворять эту потребность во впечатлениях и стараться, чтобы окружающая обстановка была не однообразной, интересной. Познавательное развитие детей, пребывающих в однообразной среде, несколько замедляется».

Четырехмесячный кроха интересуется собственным телом. Помогайте ему в этом!

«Где? Вот!»

Игра, помогающая запомнить части тела ребенка.
Спрашивайте: «А где наши ручки? » (ножки, животик, носик и т.д.)
И тут же отвечайте: «Вот! » (называя часть тела)

«Полетели!»

Части тела можно учить при помощи этой игры. Возьмите руки крохи в свои, помашите, приговаривая:

«Полетели, полетели! На головку (на животик, ушки, ножки и т.д.) сели! » (прижать ладошки к называемой части тела).

«Кто же это за стеклом?»

Полезно играть с малышом перед зеркалом. Оставьте все суеверия – развивающие игры с зеркалом познавательны и увлекательны. Показывайте отражение ребенку, сами стойте рожицы, целуйте ребенка, чтобы он видел и целующую малыша зазеркальную маму: так ребенок скорее станет отождествлять свое отражение с собой.

Развивающие игрушки

Погремушки или маракасы

Какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца? В первую очередь, погремушки, и чем громче они звучат, тем лучше. Хорошо, если среди них есть и геометрические (шарообразные, овальные, прямоугольные – но без острых углов!), и сюжетные (изображающие животных, людей). Замечательный вариант - детские маракасы. У них удобная ручка, а звучат они очень громко. Малышу очень понравится трясти их обеими ручками в такт музыке. Цвета погремушек должны быть яркими и полезными для развивающегося зрения: зеленые, желтые, голубые, оранжевые.


Сенсорные коврики

В 4 месяца ребенок играет и много времени проводит лежа на животике, изучая все, что попадется под руку. Детские коврики с пришитыми шуршащими, звуковыми элементами и игрушками из разных тканей будут полезны для сенсорного развития крохи.

Как сделать развивающие игрушки самостоятельно?

Развивающие игрушки для детей 4 месяца можно изготовить и самостоятельно.

Сенсорные мешочки

Сшейте мешочки из тканей разной фактуры (шелка, плюша, фетра, хлопка и т.д.), наполните крупами. Такие развивающие игрушки полезны для развития сенсорики и мелкой моторики ребенка.

Разноцветные крышечки

Прикрепите к листу фанерки всевозможных размеров и цветов крышечки от баночек и бутылок. Такая развивающая панелька обязательно приглянется ребенку: предлагайте ее, когда малыш лежит на животе, он будет тянуться ручками к ярким кружочкам. Не используйте токсичный клей! Гораздо надежнее будет крепление небольшими саморезами (это подарит и прочность игрушке).

А вот перед покупкой развивающих мультфильмов задумайтесь: не верьте обещаниям сделать из крохи вундеркинда, вреда детскому зрению будет куда больше!

Распорядок дня, как элемент развития

Приучать кроху к режиму стоит с рождения. Определенные часы для сна, кормления и игр привнесут порядок в организацию дня и ребенка, и мамы.

Прогулки

К четырехмесячному возрасту прогулки становятся длиннее, летом – до 3 часов, зимой – до 2. Малыши еще спят во время прогулки, поэтому, если ребенок не восприимчив к покачиванию коляски и закрывает глазки сразу, как только его оденут – можно просто выставлять коляску на балкон или веранду, а маме заниматься домашними делами.

Питание

Питание малыша должно быть шестиразовым, равные промежутки времени между кормлениями позволяют пище перевариться, а желудку отдохнуть.

Массаж

Массаж лучше проводить дважды в день, в одно и то же время, ребенок будет ждать этой процедуры, особенно, если комплекс включает не просто растирания и поглаживания, а игры и приговорки.

Хорошо, если отход ко сну вечером будет неким ритуалом (действиями, повторяющимися изо дня в день): купание, «сеанс нежности» (поглаживания и поцелуи), колыбельная.

Заключение

Что должен уметь малыш в 4 месяца? Не только держать головку и поворачиваться на животик! Он должен уметь самое главное: радоваться общению с самыми дорогими людьми - мамой и папой! Ребенок в 4 месяца - вполне социальное существо, уделяйте его развитию больше внимания, так крохе будет легче полноценно входить в мир взрослых.
Развивайте, играя! Ведь игра - ведущий вид деятельности ребенка и неотъемлемая составляющая счастливого и беззаботного детства.

Кроме книг по детской психологии, возможно, вам будут интересны следующие:

  • Глен Доман. «Гармоничное развитие ребенка».
  • Евгений Комаровский. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».
  • Ирина Мальцева. «Пальчиковые игры: От рождения до 3 лет».
  • Масуру Ибука. «После трех уже поздно».
  • Мария Монтесори. «Методика раннего развития».
  • Татьяна Стробыкина. «Игры и упражнения для самых маленьких».

Видео по теме

Малышу исполнилось 4 месяца, и сейчас этот крошечный комочек счастья стал больше бодрствовать, активно гулит и радуется появлению мамы и уже может совершать некоторые движения самостоятельно, а именно: перевороты на животик со спины и захват небольших предметов.

  1. Занятия для развития зрения
  2. Физическое развитие
  3. Занятия для развития зрения

Занятия с ребенком в 4 месяца включают в себя упражнения на развитие слуха, зрения, внимания ребенка.

Занятия для развития зрения

Уже сейчас можно потихоньку вводить понятия базовых свойств предмета: размера, цвета, формы – не переусердствуйте в своих стараниях – малыш еще слишком мал, чтобы освоить большой объем информации. Детская память в таком возрасте достаточно кратковременна и для достижения результатов, а особенно для их закрепления в детском сознании необходимо методичное и неспешное изучение материала.

Выбирая игрушки для ребенка, старайтесь останавливаться на тех, чья расцветка не является слишком сложной – дети в таком возрасте предпочитают однотонные предметы, либо раскрашенные максимально в два-три цвета с четкими границами, пестрые расцветки со сложным рисунком четырехмесячный малыш воспринять не в состоянии. Главная задача родителей – проявлять терпение. Поверьте, в скором времени Вам воздастся за старание.

Физическое развитие

Ребенок в 4 месяца уже много умеет, с удовольствием воспринимает не только развивающие игры, но и физические упражнения.

Пользуйтесь возможностью делать ежедневную зарядку – чем старше и самостоятельнее становится малыш, тем сложнее маме привлечь его к физическим упражнениям.

Очень скоро наступит момент, когда кроха начнет попросту уползать во время занятий, если сочтет такое времяпрепровождение недостаточно интересным. Маме необходимо проявлять все больше изобретательности для развлечения малыша. Вот почему массаж и зарядка должны проводится в виде веселой игры и непременно в период, когда ребенок наиболее спокоен. Пойте песенки, больше улыбайтесь малышу, совмещайте гимнастику с игрой в «ладушки» или «козу рогатую» - пусть такое времяпрепровождение будет приносить как можно больше веселых положительных эмоций и удовольствия!

Для того, чтобы помочь малышу научится и укрепить соответствующие мышцы пресса и спину можно поиграть в «колобочки»: осторожно покатайте кроху по кровати. Несколько раз, перевернув его на живот и обратно. Расскажите при этом крохе веселую историю про то, что он колобок, который убегает от дедушки и бабушки или пружинистый резиновый мячик.

Начинаем проводить упражнения на укрепление рук и позвоночника – дайте ребенку ухватится за указательные пальцы Ваших рук и слегка потяните его на себя. Такое упражнение поможет научить ребенка сидеть. Конечно, садить кроху в 4 месяца еще нельзя – навык ребенок освоит месяцам к 6.

Вообще любые манипуляции, проводимые с ребенком необходимо комментировать вслух – таким образом, Вы успокаиваете малыша и формируете у него памятные реакции на определенные действия, а во вторых доставляете ему несомненное удовольствие, привнося элемент игры в самые простые будничные моменты.

Занятия для развития осязания и моторики

Комплекс занятий с ребенком в 4 месяца включает в себя поглаживание и массирование ручек и ножек – погладьте и поцелуйте каждый пальчик, приговаривая веселый стишок. Пальчиковая гимнастика очень полезна для крохи в период до года и старше: она помогает развить не только мелкую моторику, но и активизировать те мозговые центры, которые отвечают за речь.

Во что играть с ребенком?

Простые и известные всем стишки про «сороку – ворону» станут Вашим первым шажочком на пути к самостоятельно произнесенному первому слову.

Игры с ребенком в 4 месяца могут проходить с использованием совершенно разных подручных материалов: дайте ему пощупать кусочки различной материи или размотать клубок пряжи - такие упражнения направлены на развитие моторики и тактильных ощущений.


Помните, что используя в развивающих играх для малыша потенциально опасные предметы, Вы не должны оставлять его без внимания ни на секунду. Покажите ребенку, что разные вещи издают разные звуки – постучите по перевернутой кастрюле рукой, а потом погремушкой, дайте в руку платок или салфетку – пусть малыш потрясет ей и поймет, что данный предмет звука не издает.

Занятия для развития зрения



Четырехмесячный ребенок с большим удовольствием будет изучать свое изображение в зеркале – в этом возрасте появляется реакция на отражение. Улыбнитесь второму малышу в зеркале и помашите ему рукой, проделайте тоже самое с реальным ребенком.

Задаваясь вопросом, как играть с ребенком в 4 месяца помните, что в развитии крохи самое главное - это творческий подход и Ваше полное участие. Дети, которым родители уделяют внимание, которых несколько десятков раз в день обнимают, целуют, с которыми разговаривают - спокойнее, увереннее и общительнее своих обделенных сверстников. Помните об этом и проявляйте максимум участия к своему ребенку, какого бы возраста он ни был.

В этой статье мы предлагаем 12 оригинальных игр, которые сделают ваш досуг с ребенком не только увлекательным, но и очень полезным.

Почему необходимо играть с ребенком?

Почему именно вам нужно играть с ребенком? Не просто покупать горы игрушек в надежде, что кроха себя сам как-нибудь займет и не будет приставать к вам час-другой. А оторваться в выходной день на этот самый час от своих дел, чтобы повозиться на ковре, вырезать фигурки из цветной бумаги, поболтать о всякой чепухе, почитать.

Общение с вами дает ребенку значительно больше, чем любая механическая "развивающая" игрушка. Проводя время со родителями, близкими, бабушками и дедушками, малыш растет счастливым, эмоционально здоровым и смышленым.

Не знаете во что поиграть?

Вам скучно собирать пирамидку из кубиков из раза в раз, да и ребенка это уже не занимает? Мы собрали для вас идеи, которые помогут раскрыть физический потенциал ребенка, выработать новые навыки. 12 активных общей моторики, задания на улучшение координации и равновесия.

Через игровой процесс вы поможете ребенку улучшить речь, подготовите его к успешному старту обучения в садике и школе. Разовьете искусство общения, заложите в характере малыша лидерские качества, повысите его самооценку, ориентируете на успех.


Именно в формате игры и фантазии ребенку проще всего раскрыть себя, выразить свои чувства, мечты и желания, избавиться от страхов. Кроме того, например, разыгрывание сценок и эпизодов из знакомых сказок учит основным принципам вежливого общения: делиться, дожидаться своей очереди, помогать другу в сложной ситуации.

Создавая для ребенка стимулирующую образовательную среду, вы помогаете ему полностью раскрыть заложенный в нем потенциал.


Играем!

Но, перейдем от слов к делу! Ниже мы приводим описания 12-ти разнообразных игр для детей от 3 до 7 лет. Прочитайте их, выберете те, в которые вы поиграете сегодня, а какие оставите на завтра или на следующую неделю. Подготовьте все необходимое для игрового процесса. Выберете удобное время и пригласите ребенка провести с вами время. Постарайтесь не отвлекаться в процессе на телефонные звонки или телевизор. Уделите полчаса-час качественному общению с ребенком. Это совсем не много, но такое общение невозможно переоценить. Сегодня вы закладываете фундамент вашей дружбы с ребенком, реабилитируетесь за рабочую неделю, создаете благоприятную, обучающую обстановку и...просто отдыхаете! Желаем вам приятного выходного времяпрепровождения.

Части животных

Потребуются:

  • Изображения животных, вырезанные из журналов или нарисованные
  • Ножницы
  • Лист плотной бумаги

Предложите ребенку подобрать головы и хвосты различным животным. Можно добавить игре веселья, создав чудо-зверей на усмотрение малыша.

1. Заранее вырежьте изображения различных животных.

2. Разрежьте изображения пополам, разделив на головную часть и хвостовую.

3. Положите половинки всех картинок вперемежку перед ребенком, попросите подобрать соответствующие хвост к голове.

4. Пусть ребенок наклеит целое животное на лист бумаги.

Вариант игры: предложите ребенку специально перепутать головы и хвосты, чтобы получились новые невиданные звери!

Безопасность: используйте клей-карандаш и ножницы с закругленными концами.


Угадай!

Загадайте предмет из вашего окружения. Если вы дадите ребенку достаточно подсказок, он сможет сразу угадать, что вы имеете в виду. Также будет правильно дать возможность малышу загадать загадку вам!

Где играть: дома, на прогулке, в гостях или магазине.

1. Выберите интересный и хорошо знакомый ребенку предмет.

2. Скажите, что вы загадали предмет из того, что вас окружает. Дайте одну подсказку, например, цвет, форму, размер или первую букву, с которой начинается слово.

3. Пусть ребенок с помощью наводящих вопросов попробует угадать, что за предмет вы задумали.

4. Поменяйтесь ролями и постарайтесь угадать, что загадал ваш малыш.


Ритм-рифма

Следовать ритму звучащей песни не так-то просто. Эта игра требует координации, способствует развитию слуха у малыша, чувства рифмы и ритма. Игра будет уместна, например, в машине. Она займет и отвлечет ребенка в дороге.

Потребуется:

  • Музыка

1. Предложите слово, например «день».

2. Проговаривайте слово в ритм играющей музыке: «День-день-день-день-день».

3. Попросите ребенка продолжить музыкальный ритм новым словом, которое бы звучало в рифму с предыдущим: «День-день-день-пень-день-день-день».

4. Придумывайте слова по очереди, пока игра не надоест.


Определи на ощупь

Научите ребенка использовать осязание для исследования окружающей среды. Пусть он создает мысленные образы вещей, к которым имеет возможность прикоснуться с закрытыми глазами.

Что потребуется:

  • Несколько предметов небольшого размера: , чашка, печенье, мочалка, ложка, расческа и другие
  • Большой пакет или корзина
  • Повязка на глаза

1. Подберите предметы для игры и сложите их в пакет или корзину.

2. Сядьте с ребенком на полу друг перед другом, объясните суть игры.

3. Завяжите малышу глаза.

4. По очереди вкладывайте предметы из корзины в руки ребенку.

5. Просите тщательно ощупать и угадать, что он держит.

6. Давайте подсказки, если ребенок не справляется.

Безопасность: обязательно оговорите с малышом, что вы собираетесь завязать ему глаза. Если ему не понравится повязка, вы можете играть просто зажмурившись. И, конечно, все предметы должны быть безопасными.


Книга обо мне

Сделайте с ребенком особенную книжку — где он сам будет главным героем!

Что потребуется:

  • Плотная бумага
  • Журналы с картинками
  • Фотографии вашего ребенка и других членов семьи
  • Рисунки ребенка
  • Ножницы
  • Степлер
  • Ручка

1. Соберите визуальные элементы, значимые для вашего ребенка, в том числе его рисунки, фотографии его и друзей, питомцев, поделок, семейные фотоснимки.

2. Соберите альбом из листов бумаги, поместив коллаж из изображений, вырезок и комментариев малыша.

3. Скрепите листы между собой.

4. Приложите обложку: «Все обо мне!»

5. Когда книга будет завершена, прочитайте ее вместе.

Такой проект может быть растянут во времени не на один день. Возвращайтесь к работе, когда у вас и у ребенка будет настроение.

Поверьте, спустя год, два и даже 10 лет эта книжка будет иметь огромную популярность! Вы и сами уже забудете, что когда-то была вот такая история, или что кроха не выговаривал букву «р», а как смешно шутил, когда ему было всего 3 года!

Столько воспоминаний, собранных вместе, со временем станут настоящим сокровищем, а потом, возможно, и отличным подарком, например, на свадьбу:)


Найди часы!

Всего несколько минут на то, чтобы найти тикающие часы! Как это увлекательно и захватывающе! Где же они могут быть? Нужно слушать очень внимательно, а думать и двигаться - быстро.

Что потребуется:

  • Кухонный таймер или будильник, который тикает достаточно громко.

1. Заведите таймер на 3-5 минут и спрячьте его в комнате или на улице.

2. Попросите ребенка прислушаться.

3. Скажите малышу, что у него есть 3 минуты на то, чтобы найти таймер! А для успешного поиска нужно быть очень внимательным!)

4. Если малыш испытывает трудности, давайте подсказки.

5. Сыграйте еще раз, уменьшив время поиска.

Вариант игры: вы можете помочь в поисках, говоря «горячо» или «холодно», когда ребенок приближается или удаляется от часов.


Падающая башня

Помните, мы начали с того, что постройка «башенок» из кубиков вас утомила? Поиграйте наоборот, не стройте, а разрушайте! Малышам порой больше нравится разрушать что-то, чем создавать. Это не страшно, ведь это всего лишь игра!

Строить с малышом башенки из кубиков можно до бесконечности. И каждый раз процесс падения постройки будет вызывать у него бурю эмоций. Еще бы, башня была такая высокая и вот она с грохотом падает на пол! Дух захватывает!

Что потребуется:

  • , палочки, брусочки или другие предметы, из которых можно сложить башню.

1. Удобнее всего играть на полу.

2. По очереди складывайте друг на друга предметы, чтобы получилась высокая башня.

Вариант игры: вы можете складывать параллельно две башни - чья получится выше? Многоярусные постройки также пользуются большой популярностью у малышей.


Разговор по душам

Иногда намного интереснее разговор складывается по телефону, чем с глазу на глаз. Сделайте самодельный аппарат из двух бумажных стаканчиков и веревочки, продетой между ними.

1. Смастерите аппарат и украсьте каждый свою «трубку» наклейками или рисунками.

2. Разойдитесь по разным концам комнаты или сядьте по обе стороны дивана.

3. Начните разговор, как это обычно бывает: «Привет, это мама!»

4. Поговорите о том, что случилось сегодня у каждого из вас.


Танцуй, рука!

Как танцевать, если в твоем распоряжении всего одна часть тела? Попробуем?

Что потребуется:

  • Музыка

1. Используйте любую танцевальную музыку. Попросите ребенка прислушаться к ритму.

2. Устройте танцевальный батл. По очереди говорите друг другу, какая часть тела будет сейчас танцевать.

Покажи, что чувствуешь

Порой детям непросто верно выразить свои эмоции. Эта игра поможет ребенку лучше разбираться в собственных чувствах и правильно воспринимать чужие.

Что потребуется:

  • Иллюстрации или картинки, на которых изображены человеческие эмоции

1. Подберите картинки с различными эмоциями: веселье, радость, печаль, страх, огорчение, испуг, нежность, любовь, безразличие и другие.

2. Обсудите с ребенком, что чувствуют люди на изображениях, как они выражают эти чувства.

3. Сложите картинки стопкой «лицом» вниз.

4. Переворачивайте картинки по одной и попросите ребенка изобразить отраженную эмоцию, не прибегая к словам.

5. Вы должны угадать, что за эмоция изображена на картинке по тому, как малыш ее покажет.


Угадай конец

Научите ребенка предсказывать конец истории. В дальнейшем он сможет применять этот навык в выполнении любых когнитивных задач.

Что потребуется:

  • с замечательным концом

1. Найдите уютное место для чтения.

2. Прочитайте ребенку часть сказки или рассказа и остановитесь, не доходя до конца.

3. Спросите его, что, по его мнению, произойдет дальше.

4. Предложите ему придумать несколько возможных вариантов развития событий.

5. Дочитайте книгу до конца, чтобы узнать, чем она закончилась.


Следуй за наклейками!

Эта игра — вариант охоты за сокровищами, который научит ребенка внимательно идти по следам. А куда и к чему они его приведут — зависит от вас.

Что потребуется:

  • Цветные наклейки
  • Награда-сокровище
  • Место для игры

1. Придумайте маршрут, по которому предстоит пройти ребенку-кладоискателю.

2. Поместите наклейки на виду по пути следования.

3. В конце пути положите награду.

4. Объясните ребенку, как нужно проводить поиски и что его ожидает в конце.

5. Обязательно вместе отпразднуйте успешный итог мероприятия.


В заключение

Несколько стимулирующих идей, кое-какие материалы для творчества и время — это все, что вам потребуется для создания неповторимой среды в виде игры-обучения для ребенка.

Не забывайте:

1. Ребенок учится особенно продуктивно, только если вы являетесь активным участником процесса.

2. Вы — лучший учитель для своего малыша, и в ваших силах сделать процесс обучения веселым.

3. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите вместе! Потом вы получите такую отдачу, о которой даже не мечтали.

Период до школы — самое благоприятное время для игр в жизни малыша. Вы получите огромное удовольствие, наблюдая, как он становится более ловким, как растет его словарный запас, как из эгоцентричного карапуза он превращается в социально адаптированного ребенка.

Описание 12 игр для детей взяты из книги "150 развивающих игр для детей от трех до шести лет" издательства «Альпина Нон-фикшн»

Нашему малышу уже 4 месяца. Время летит быстро, а ребеночек все больше и больше приспосабливается к этому миру. Все вокруг для него очень интересное, но он еще слишком маленький для того, чтобы самостоятельно познавать окружающую среду. Родители могут ему в этом помочь. А как же замечательно учиться играя?! Давайте посмотрим, в какие развивающие занятия мы можем играть с малышом на этом этапе его развития.

Перечень этих игр, конечно же, не окончательный. Он поможет вам понять основные принципы развивающих занятий и направит вас в этом увлекательном процессе.

Не заставляйте малыша, если он не хочет играть или ему не нравится, может просто сейчас у него не то настроение. Попытайтесь поиграть с ним позже в эту игру. Помните, что вы делаете это не для того, чтобы просто сделать, а для того, чтобы провести хорошо и с пользой время с вашим ребенком! Важно также, не оставлять ребенка одного без присмотра!

Играем в прятки

Эту игра имеет множество вариантов и насколько у вас хватит фантазии, так разнообразно вы и будете в нее и играть. Ниже привожу несколько примеров.

  1. Сначала закройте свои глаза ладошками, а затем разведите ладошки со словами «ку-ку!». Повторите это несколько раз. Затем закройте глазки малыша своими ладошками, разведите их со словами «ку-ку!». Повторите это несколько раз.
  2. Можно поиграть в эту игру накрыв свою голову одеялом и выглядывать со словами «ку-ку!».
  3. Спрячьтесь с поля зрения малыша, затем выгляните и скажите «ку-ку!».
  4. Вы можете попробовать набрасывать полупрозрачный платок на малыша. Малыш будет скидывать его с себя, а если нет, то помогите ему и скажите «ку-ку!».
  5. Можно прятаться не только самому, но и прятать различные игрушки и предметы.

Играем с мыльными пузырями

Пускайте в присутствии ребенка мыльные пузыри. Ребенок с удовольствиями понаблюдает за парящими в воздухе прозрачными мячиками. А также поймайте мыльный пузырь шерстяной варежкой и пусть ребенок поближе его рассмотрит.

Игры с мячом

Поиграйте с ребенком с помощью надувного яркого пляжного мяча.

Положите ребеночка перед вами на спине. Держите мяч прямо над ним, вращая и раскачивая его. Малыш попытается его схватить. При необходимости, помогите малышу удержать мячик. Подбрасывайте мячик вверх и бросайте ребенку в ручки.

Малыш может помогать себе удерживать мячик ножками. Попытайтесь поднести мячик к ножкам ребенка, он попытается оттолкнуть мячик. Если нет, помогите ему ударить по мячику ножкой или двумя.

Упражнение способствует развитию тактильных ощущений ребенка, укрепляет мышцы ног и живота.

Слушаем музыку и поем песенки

Детям нравится музыка и ритм. Еще внутриутробный мир ребенка был наполнен разнообразными звуками: биение сердца матери, движение крови по ее телу, работа легких и т.д. Музыка и пение помогают соединять нервные связи в мозгу, развивает детский музыкальный слух и чувство ритма, и, при использовании музыкальных инструментов, учит устанавливать логические взаимосвязи между своими движениями и звуком.

Поэтому не забывайте петь малышу песенки и слушать музыкальные произведения. И поверьте, ему все равно, какой у вас голос и музыкальный слух. Для него главное слышать родной голосок, видеть родное лицо и ваше внимание!

Детям очень нравится успокаивающий ритм колыбельных песен. Пойте их ребенку перед сном или включайте на компьютере. Это станет для него своеобразным приятным ритуалом.

В этом возрасте к пению можно добавить такие инструменты, как деревянные ложки или игрушечные барабаны (это может быть и пластиковая, металлическая (только не очень тяжелая) миска или жестяная банка). Давайте малышу пробовать настукивать ритм. Покажите ребенку, как можно ударять по барабану ладошкой и кулачком, и кроха будет с удовольствием стучать по барабану, а также барабаном по полу и мебели. Вы можете соорудить целую барабанную установку из жестяных банок и позволить малышу барабанить по ним, поддерживая его под мышки в вертикальном положении.

«Носок с ярким рисунком»

В следующей игре из цикла мы будем изучать части нашего тела в увлекательной форме.

Оденьте ребеночку на ногу яркий носок, на ручки яркие перчатки или специальные игрушки, которые кроме ярких цветов издают различные звуки. Подскажите ребеночку, что это ручка, это вот пальчик такой-то, это ножка, вот это вот изображено на перчатке, на носочке и т.д. Понаблюдайте за реакцией малыша и, если ему понравилось, и он хватает свою ножку или ручку, то практикуйте эту игру, а если нет, то повторите ее позже.

«Две игрушки»

Положите в каждую ручку ребенка по игрушке, которая пищит, например, резиновая. Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Старшие малыши могут сжимать обе игрушки одновременно. Помогите ребеночку, если ему тяжело.

В этот период ребенок начинает перекладывать предметы из одной руки в другую. Вложите ребенку в руку погремушку. Потрясите ручку с вложенной игрушкой. Покажите ему, как нужно перекладывать предмет в другую ручку. Для этого положите свободную ручку на погремушку, и ребенок автоматически ухватится за нее. Разожмите пальчики другой ручки. Похвалите ребеночка.

Эта игра развивает простые двигательные навыки и координацию движения.

«Забавы для ручек»

Важно также развитие мелкой моторики и обогащение сенсорных ощущений ребенка, в частности, тактильных.

Для этого давайте ребенку ощупывать предметы разной текстуры (мотки ниток, ткани, бумага, мешочки с разными наполнителями (крупы, бобовые и т.д.).

Используйте в игре погремушки. Погремушка-это, наверное, одна из первых игрушек вашего малыша. И, скорой всего, их в доме у вас есть несколько штук: различной формы и расцветки. Эта игра позволит задействовать ваши погремушки и разнообразить их повседневное использование. Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка (поочередно правой и левой). Если он не пытается ее захватить, поднесите ее ближе к ручке и помогите ребенку захватить ее. Обхватите кулачок малыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу.

«Качаем малыша»

Последнюю из цикла «Развивающие занятия с ребенком в 4-е месяца» хочу предложить вам игру «Качаем малыша».

Качание очень нравится маленьким детям. Если вы во время раскачивания поете песни или читаете стихи, то у ребенка будут образовываться важные соединения в мозгу, а также вырабатывается чувство ритма, малыш учится удерживать равновесие и развивается вестибулярный аппарат.

Посадите малыша на колени и раскачивайтесь взад – вперед, в стороны. Для этого вы можете использовать кресло-качалку или фитбол. При этом читайте любимый стишок или пойте песенку.

«Зеркало»

Подносите ребенка к большому зеркалу. Показывайте и называйте ему разные предметы, части тела, совершайте ими движения (качайте головой, махайте руками, хлопайте в ладоши…), задавайте вопросы… Он с радостью будет вас слушать и вам улыбаться.

Ребенок с большим удовольствием будет играть с безопасным зеркальцем, подвешенным в его кроватке или коляске.

В ходе игры увеличивается словарный запас, малыш учится узнавать свое отражение в зеркале.

Рассматриваем картинки

Малышу будет интересно рассматривать черно-белые, яркие картинки контрастных цветов, на которых малыш узнает различные предметы, фотографии самого малыша и членов его семьи, тематические карточки с изображениями животных, растений, птиц, игрушек, мебели, фруктов и овощей и т.д.

Показывайте малышу картинки и обязательно объясняйте ему, что на них изображено.

За один раз не стоит рассматривать с малышом более 3-х картинок.

Также периодически заменяйте картинки на новые или хотя бы меняйте их местами.

«Занимательные беседы»

В следующей игре из цикла «Развивающие занятия с ребенком в 4-е месяца» мы будем разговаривать с нашим малышом.

В этом возрасте дети лепечут. Повторяйте за ребеночком его детские разговорчики, и это принесет ему массу удовольствия. Таким образом вы поощряете его речевую деятельность. Если вы будете обращать внимание на определенные звуки ребенка, типа «ма-ма» ли «па-па», то малыш станет произносить их чаще.

Разговаривайте с ребенком чаще, рассказывайте о том, что происходит рядом, смотрите ему в глаза, улыбайтесь и кивайте. Малыш так поймет, что его понимают, слушают.

«Потанцуем»

Крепко возьмите ребенка под мышками и сделайте несколько танцевальных движений. Или берите ребенка на ручки и танцуйте. Попробуйте потанцевать под любимую песенку или стишок.

«Физические упражнения»

Ребенку в этом возрасте уже не так интересно просто лежать в кроватке или коляске, поэтому ему становятся более интересными подвижные игры. Это может быть и массаж и динамическая гимнастика. Или разные подъёмы вверх/вниз, легкие покачивания на коленках и т.д. Это большая тема, которую сложно вместить в один пункт, рекомендую вам ознакомиться с ней поближе и в других источниках:).

«Туда-обратно»

Последнюю из цикла «Развивающие занятия с ребенком в 4-е месяца» хочу предложить вам игру «Туда-обратно».

Вам понадобится небольшая пластмассовая машинка на колесиках или другая игрушка, которая сможет перемещаться по полу. Можете насыпать в небольшую пластмассовую бутылку крупу или другой сыпучий материал.

Положите малыша на животик, можете подложить ему под грудь валик из полотенца, чтобы ему было легче находиться в таком положении, и он смог подольше поиграть.

Подтолкните машинку по направлению к малышу, потом - от него. Бутылка при перекатывании будет интересно шуршать.

Толкайте машинку туда и обратно сначала сами, а затем вместе с малышом. Расскажите ребенку, что это за игрушка, ее части, покрутите колесики.

Какие игры нравятся вашему ребенку, а какие нет? Какие трудности возникают у вас во время игры? Делитесь своим опытом в комментариях:)

Удачных игр с вашим малышом!

Статья подготовлена с использованием материалов интернета, книг и личного опыта.

(Visited 60 950 time, 2 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Опубликовано в ,
Помечено ,

Как заниматься с ребёнком в 4 месяца. В какие игры можно играть с ребёнком в 4 месяца. Игры для ребёнка в 4 месяца. Игрушки для ребёнка в 4 месяца.

Как развивать зрение, слух и двигательные способности ребёнка в 4 месяца .

Если в семье есть старшие дети, привлекайте их к уходу за самым маленьким членом семьи и занятиям с ним. Показывайте им, как вы общаетесь с младшим, сопровождаете свои действия ласковой речью.

Как развивать зрение и слух ребёнка в 4 месяца

У малыша активно развивается зрительная память. В возрасте 3-4 месяцев он способен узнавать игрушку, а также отличать знакомое лицо от незнакомого. Вы можете помочь ему развивать эти способности, используя разные игры.

Малыш в разных положениях

Выберите игрушку и показывайте ее, когда малыш находится в разных положениях: сбоку, со спины, когда он лежит на животе или на спине. Приближайте игрушку к его лицу, а затем удаляйте.

Игры с разными предметами

Дайте малышу для игр предметы, разные по форме, размеру и цвету. Вы можете при этом рассказывать ему, как они отличаются друг от друга.

Рис. Игрушки для четвертого месяца

Знакомое и незнакомое

Развивайте его способности ориентироваться среди предметов. Показывая уже знакомые игрушки, учите замечать новый предмет. Для этого возьмите сначала знакомую игрушку, а затем незнакомую и поочередно показывайте, называя их. Если он просит, вложите ему в руки игрушку — пусть он изучает.

Такие разные звуки

Давайте ребенку для игр игрушки, из которых можно извлечь звуки. Колокольчики, погремушки, бубны, а также игрушки с писком, свистом и гудением — все они пригодятся вам, чтобы создавать разнообразие в ваших играх. Но не создавайте какофонию звуков! Чередуйте игрушки.

Колокольчик

Вы можете играть в прятки с малышом, используя звучащие предметы. Лучше всего для этой игры подходит колокольчик с веселым переливистым звуком.

Возьмите колокольчик и позвоните им сначала из-за шторки или другого заграждения так, чтобы ребенок стал искать источник звука. А затем покажите ему колокольчик — вы увидите, как он обрадуется, обнаружив то, что «пряталось» за шторкой.

Если вам эта игра понравилась, можете ее повторить и даже усложнить, пряча колокольчик уже с другой стороны, меняя место источника звука.

С малышом можно играть в «прятки», закрывая свое лицо платком или прячась за спинку кровати, — эти игры доставляют ему большое удовольствие. Особенно тот момент, когда он «обнаруживает» маму. Главное, не пропадайте надолго!

Какие игрушки и манипуляции с ними будут интересны ребенку?

❧ Показывайте малышу игрушки так, чтобы он тянулся к ним и затем ощупывал.

❧ Вложите игрушку в его руку и попытайтесь ее вытянуть. Он будет стараться ее удержать.

❧ Браслеты, надетые на ножки, или носочки с бубенчиками вызовут желание к ним дотянуться и потрогать.

❧ Положите в кроватку к малышу круглые игрушки, ребенок будет толкать их ножками. А кукла-неваляшка при покачивании еще и будет приятно звенеть.

❧ Если над кроваткой подвесить мячик с бубенцами внутри или мешок с погремушками, малыш будет пробовать их пинать.

Первый спектакль

Если вы найдете двигающиеся игрушки (клюющая курочка или заяц, играющий на барабане, медведи, колющие дрова), то сможете показать малышу спектакль. Конечно, ребенок не умеет с ними справляться, зато родители могут показывать, как работают игрушки, и рассказывать, что происходит.

Наблюдаем за передвижением игрушек

Ребенка заинтересуют передвигающиеся заводные игрушки. Он с удовольствием наблюдает за ними, сидя на руках у взрослого или лежа на животе. Но ребенку нравится и обычный мячик, который можно толкнуть и смотреть, как он покатится, и яркая машинка, особенно если она жужжит, мигает и светится.

Ребенку нравится смотреть, как «играет» сама мама, например, скатывая шарики с горки или прокатывая мячики в пластиковой трубе.

РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ

Выкладывайте ребенка на живот и показывайте яркую игрушку. Он будет высоко поднимать голову, опираясь на предплечья и заинтересованно разглядывая предмет.

Продолжайте массаж, гимнастику и плавание. Вы можете использовать тот же комплекс, что использовали ранее .

Поддерживайте стремление ребенка физически развиваться. Вы можете добавлять новые движения, ведь на первом году жизни физические упражнения очень активно развивают психику ребенка. Помогайте малышу принимать, например, такие новые положения:

❧ стимулируйте попытки к ползанию, подставляя под ступни малыша свои руки, от которых он будет отталкиваться;

❧ если вы хотите, чтобы ребенок «попрыгал» на ваших коленках, это упражнение не должно длиться дольше 1-2 минут;

❧ носите ребенка спиной к себе, поддерживая его в области промежности одной рукой, а другую руку положите на живот;

❧ покачивайте ребенка на руках или большом гимнастическом мяче, сопровождая напеванием песенок. Это упражнение полезно для развития вестибулярного аппарата.

Если вы чувствуете себя хорошо, а ваш позвоночник в порядке, в этом месяце вы можете осваивать рюкзак-«кенгуру». Начинайте приучать малыша к этому способу передвижения постепенно, с 15-20 минут, чтобы он не уставал.

К выбору рюкзака отнеситесь со всей серьезностью — вам нужны конструкции, у которых есть полужесткая спинка, хорошая крестовина, а сиденье сшито в виде удобных штанишек.

Когда ребенок привыкнет к такому способу передвижения по квартире, можете выбираться с ним на улицу для прогулок или для более важных дел: в магазины или на прием в поликлинику.

Хотя, конечно, удобнее всего с таким рюкзачком на спине папе — он сможет пройти со своей ношей много километров без устали.

И, кстати, уже пора подумать о том, чтобы предоставлять малышу большую свободу передвижения. Кроватка ему уже поднадоела, а вот манеж или специальный игровой коврик дает больше возможностей. Вы уже успели приобрести их?

Развитие тактильных ощущений ребёнка

Для этого продолжайте подбирать самые разные предметы. Малыш растет и развивается, а значит, готов воспринимать все более разнообразные вещи. Учитывайте все параметры: величину, форму, массу, фактуру и соотношение частей. Имейте в виду, что детям до пяти месяцев жизни не нравятся резкие, грохочущие звуки пластмассовых погремушек, а холодные материалы вызывают неприятные ощущения.

Когда малыш берет игрушку, обращайте внимание на положение большого пальца. Он должен быть противопоставлен другим.

Попеременно вкладывайте в руки ребенка разные предметы или игрушки — мягкие и твердые, гладкие и шероховатые, легкие и тяжелые. Так у ребенка развивается чувство осязания.

Loading...Loading...